Гастарбайтеры в городе 2

«Зареченская Ярмарка» №43 от 22 октября 2009 г.
ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА

15 октября депутаты Думы собрались на рабочее заседание. Поводом послужили недавние события, произошедшие в нашем городе и по слухам связанные с конфликтами на межнациональной почве. Драка на остановке «Радиотовары» и последующая бойня в общежитии строителей на ул. Ленинградской, 21, привлекли внимание СМИ, в том числе и нашей газеты*. В общем, многогранность тихой ассимиляции, уже успела повернуться к Заречному своей тёмной стороной…

Однако, первое, что попробовали сделать депутаты – провести заседание в закрытом режиме. Трое народных избранников – А.Н. КИСЛИЦЫН, А.Ю. БЕУЛОВ и Т.Е. ТИХОНОВА, вероятно из благих побуждений – в чём, конечно не возникает и тени сомнения, предложили удалить из зала местную прессу и телевидение. И, что удивительно, оказались в меньшинстве. С перевесом всего в один голос журналистов в зале оставили. Благодаря такому повороту событий, наши читатели теперь имеют возможность оценить реальную картину происходящего. Я, например, поняла, что межнациональные отношения пока ещё не достигли тех критических высот, которых стоило бы сильно бояться. Хотя проблемы всё-таки есть.

ГАСТРАРАЙТЕРЫ В ГОРОДЕ – 2

На заседании присутствовал весь цвет правоохранительной элиты нашего города: начальник отдела ФСБ, начальник милиции общественной безопасности, представитель Белоярской прокуратуры, замдиректора по безопасности УС БАЭС, замдиректора по безопасности Дирекции БАЭС-2. А вот руководители администрации, как показалось депутатам, Думу игнорировали – глава и его замы отсутствовали.

В целом разговор шёл о том, насколько негативно влияние иностранных граждан, прибывающих в Заречный на заработки, в том числе и на строительство 4 энергоблока. Достаточно ли контролируют ситуацию правоохранительные органы, чтобы обеспечить спокойное и безопасное проживание зареченцев? Много ли среди приезжих бывших заключённых, насколько они агрессивны и как сделать так, чтобы оградить город от незаконопослушных гастрарбайтеров?

Прежде всего, выяснилось, что на строительстве блока их совсем немного, как сообщил директор филиала Уралэнергостроя В.Д. ИНФАНТЬЕВ, лишь шестеро рабочих. А, в общем, на стройке задействовано более 2 500 человек, из которых 480 – из Челябинска, 600 – из Заречного, остальные – из других городов Свердловской области.

По словам Владимира Даниловича, руководство стройки отслеживает ситуацию и вообще старается, чтобы «стройки не было слышно в городе». Силовики подтвердили, что строители, в основном, рассредоточены и расселены за пределами городской территории. Прибывающий контингент проходит обязательный медосмотр, а негодных по заболеваниям, в том числе и по туберкулёзу, на стройку не пускают.

Тем не менее, общеизвестно, что строители 4 блока часто фигурируют в криминальных сводках. Они регулярно становятся клиентами медвытрезвителя и участниками краж со стройплощадки. Среди строителей много лиц, ранее судимых. Однако, благодаря, в том числе и наличию собственной службы безопасности, которую, кстати, возглавляет бывший начальник отдела ФСБ Заречного В.А. ПОПОВ, эти лица выявляются ещё в начальной стадии работы и, соответственно, выдворяются со стройки. В общей сложности таких оказалось около 80 человек.

После происшествия в общежитии на Ленинградской, 21 руководство стройки провело своё внутреннее расследование. Оказалось, что нападавшая банда выбила входную дверь, сбила дежурного на вахте и выместила свой гнев, в том числе, на двух казахах, которые прибыли в Заречный гораздо позже первой драки на остановке. Естественно, вряд ли они имели к ней отношение. Ну, а если продолжить эту мысль дальше, то складывается впечатление, что приезжих строителей избили не «свои», а совсем другие люди. Так кто же они?

Начальник милиции общественной безопасности Г.Г. ПЛОШКИН сообщил, что на сегодняшний день на территории городского округа зарегистрированы 1 тысяча 420 иностранных граждан. Что это за личности, где живут, у кого работают, чем занимаются, он пояснить не смог - такого анализа в милиции не имеется. Статистика по правонарушениям со стороны этих гастрарбайтеров тоже неизвестна. Кроме того, милицейский руководитель доложил, что лица, устроившие драку в общежитии, пока не найдены.

… Итак, с момента преступления прошёл почти месяц, свидетелей – полобщаги, улик – хоть отбавляй, а нападавшие не найдены? «Чем вы там все занимаетесь?» – возмущался О.Н. АРЕФЬЕВ. А действительно, чем? Как выяснилось в процессе обсуждения, численность сотрудников нашей милиции давно перевалила за вторую сотню, в которой доля офицерского состава составляет аж 150 человек. Сюда можно отнести и многочисленный персонал, который обеспечивает жизнедеятельность самой милицией. Ну, это, если хотите, такой своеобразный «офисный планктон».

У Заречного ГОВД, в свою очередь, тоже оказались большие претензии к руководству строительства 4 энергоблока. Начальник милиции общественной безопасности заявил:

- Главные проблемы у нас со строителями 4 блока. Отсутствует контроль со стороны руководства, нет информации по вахтовикам, отсутствует охрана. В общаге не спокойно, вахтёр не всегда сообщает милиции о происшествиях. Здесь кражи происходят регулярно. К тому же на ул. Ленинградской у дома 21 отсутствует освещение, что тоже способствует правонарушениям….

На предложение депутатов организовать в общаге отдельный опорный пункт милиции Геннадий ПЛОШКИН ответил просьбой о выделении двух квартир для сотрудников. И почему-то мне на память пришла поговорка о том танцоре, которому вечно что-то мешает?.. Безусловно, в эффективности деятельности нашей милиции сомневаться не приходится, а как же? Ведь 150 человек - их же обеспечивать надо…

Кстати, не так давно министр внутренних дел Рашид НУРГАЛИЕВ заявил о необходимости реформы органов управления на местах. Срок её осуществления – до 2012 года, а суть в том, чтобы отправить «в поля» (то есть на улицы - ловить преступников) расплодившихся милицейских управленцев. Остаётся надеяться, что и Заречный ГОВД затронут предстоящие улучшения, а власти не допустят повторения погромов конца 80-х годов.

До окончания строительства нового блока время ещё есть. И чтобы его не терять, на заседании Думы прозвучали некоторые конкретные поручения силовикам. Так, на Ленинградской, 21 планируется установить кнопку тревожной сигнализации, оснастить наиболее криминогенные точки стройки видеонаблюдением, обеспечить работу дружинников (В.Д. Инфантьев обещал застраховать их за счёт УС БАЭС), наладить информационный обмен с вытрезвителем и милицией и даже выделить отдельное время на помывку строителей в общественной бане. Это, конечно, далеко не полный перечень барьеров, которые предстоит поставить на пути возможной преступности, но всё-таки…

Пиковая численность строителей, прибывающих на 4 блок, ожидается в 2011 году, тогда их будет около 6 тысяч человек. Но сколько к этому времени накопиться неорганизованных гастрарбайтеров, предсказать невозможно. Естественно, очень хотелось бы, чтобы среди прибывающих было как можно меньше неадекватного контингента. И, на мой взгляд, совсем не важно, какой он будет национальности. Ведь слово «гастрарбайтер», в переводе с немецкого, обозначает всего лишь «рабочий гость» («гастр» - гость, «арбайтер» - работа). Вот и всё.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

*- см. статью «Гастрарбайтеры в городе». «Зареченская Ярамарка» №41 от 8 октября 2009 г.