Законные ошибки

«Зареченская Ярмарка» №39 от 24 сентября 2009 г.
ОШИБКИ «В ЗАКОНЕ»

ОШИБКИ «В ЗАКОНЕ»

1 сентября, вступил в силу приказ Министерства образования и науки об утверждении словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка. Теперь россияне будут подписывать дОговоры по средАм, попивая крепкОЕ горячЕЕ кофе.

Наверное, многим из нас надоело, когда нас бесконечно и язвительно поправляют более грамотные коллеги и друзья: кофе только крепкИЙ, не звОнят, а звонЯт, не дОговор, а договОр и т.д. Всё, отныне можно смело сказать: «Как хочу, так и говорю!» По-настоящему грамотных людей, как это ни печально, в нашем обществе не так много. Конечно, все изучают русский язык в школе, но одно дело зубрить правила, которые не понимаешь, другое – правильно и грамотно говорить.

Помню, когда я только начинала работать в школе, один девятиклассник доводил меня, молодую учительницу русского языка, своим любимым выражением: а, всё рАвно. Я постоянно поправляла его, просила повторить правильно, объясняла, что он будет выглядеть совершенно необразованным в глазах других людей. Но однажды он мне ответил: «Это только Вы - учительница не понимаете что я говорю, а дома меня и так поймут!» Выходит, что русских языков, оказывается, много - на одном русском пишут книги, его изучают в школе, а другой язык звучит на улице и в семьях.

Одним из завоеваний Советской власти всегда считалась всеобщая грамотность, в самые глухие деревни отправлялись учителя, чтобы научить крестьян читать, писать и правильно говорить. В годы расцвета социализма все рабочие обязательно оканчивали вечернюю школу, повышали грамотность, без отрыва от производства стремились в техникумы и институты. Студенты, поступившие в вузы, вызывали чувство зависти у своих вчерашних одноклассников. Образование, особенно высшее, всегда вызывало уважение.

И что же теперь? А теперь чиновники от образования решили не народ поднимать до уровня хорошей, грамотной речи, а саму речь «опустить» до уровня народных масс. Сколько лет назад президент нашей страны М. С. Горбачёв ввёл в русский язык такие понятия как «мЫшление», «нАчать» и «углУбить»? Другой известный политик, Владимир Вольфович Жириновский, за то и любим нашим народом, что говорит с ним на одном, понятном языке, вызывая бесконечные ироничные замечания у немногочисленной интеллигенции. А если вспомнить «великого и могучего» Виктора Степановича Черномырдина – ведь это настоящий классик русского слова!

Действительно, получается, что настоящий изысканный и утончённый русский язык даётся далеко не всем политикам. Уже сейчас многие тележурналисты произносят числительные в более удобной для себя форме – попробуйте, например, правильно и быстро произнести: от семисот пятидесяти пяти осталось всего четыреста семьдесят восемь. Тяжело? Конечно, потрудиться надо, чтобы правильно выговорить. А трудиться русский народ, начиная ещё с Емели на печи, не очень-то любит.

С появлением Интернета русский язык и вовсе попал в опалу. Его искажают специально, находя особое удовлетворение в новых, примитивных формах. В Интернете можно прочитать такое, от чего у филологов и просто грамотных людей, как говорится, уши в трубочку заворачиваются. «Привед, медвед» - для молодёжи это шутка, а для преподавателя русского языка головная боль.

С появлением сотовых смс-сообщений проще стали писать - ведь набирать длинный текст не удобно, а друзья и так поймут. Проще стали говорить – жвачка во рту мешает буквы выговаривать. Проще стали снимать фильмы – зачастую теперь это просто набор мизансцен, с минимумом диалогов и декораций. Проще стали писать книги – одна Донцова чего стоит, всю страну лёгким чтивом обеспечила: читай себе в автобусе или метро. Это тебе не Достоевский с глубокими душевными смятениями…

Уж и не помню точно, но кто-то из современных классиков сказал: «Будь проще, и народ к тебе потянется.» Теперь кажется, что это правило стало самым любимым у нашей власти. Хорошо бы, если бы оно касалось реальных государственных дел, чтобы чиновники проще и лучше работали, чтобы не себя восхваляли, а о народе заботились. Но вместо этого, наши граждане получили возможность также неправильно выражаться, как и их правители.

А что делать с «культурным меньшинством», с так называемой интеллигенцией? Видимо, культура скоро станет в нашем обществе явлением элитарным, не то чтобы недоступным для всех, а просто не нужным. «Уйдём в староверы!» - заявила одна моя знакомая девушка, не желающая принимать новые норма произношения. Что ж, видимо, истинной русской интеллигенции опять достанутся тихие культурные разговоры на чистом русском языке на кухне – месте, где и в шестидесятые, и в семидесятые, и в девяностые обсуждались самые насущные вопросы. Или махнуть за границу? Ведь там иностранцы, желающие в подлиннике прочитать Толстого и Бунина, изучают настоящий литературный русский язык. Вот с ними и поговорим за чашечкой хорошего крепкого кофе…

Татьяна ГОРОХОВА