Юбилей барельефа

«Зареченская Ярмарка» №16 от 16 апреля 2009 г.
ЮБИЛЕЙ БАРЕЛЬЕФА

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

ЮБИЛЕЙ БАРЕЛЬЕФА: «А ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ-ТО ПОХОЖ!»

20 апреля исполняется 40 лет с того дня, когда на стене фасада здания первой очереди Белоярской АЭС в торжественной обстановке был установлен барельеф в память выдающегося учёного-атомщика И.В. КУРЧАТОВА.

Этот профильный рельефный портрет И.В. КУРЧАТОВА на серой стене центрального корпуса станции и слова: «Я счастлив тем, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Страны Советов» каждый день видят приходящие на работу баэсовцы. Наизусть помнят их ветераны, те, кто уже давно не работает на Белоярской АЭС, но когда-то в пору своей молодости строил станцию, участвовал в пусках трёх её блоков, трудился здесь до пенсии.

Увековечить память о великом учёном-атомщике решили в апреле 1969 года, когда отмечали 5-летие со дня пуска первого блока станции. Был объявлен конкурс на лучший памятник И.В. Курчатову. Из нескольких вариантов тогдашний директор Белоярской АЭС В.П. НЕВСКИЙ выбрал проект ленинградского архитектора (не скульптора!) Рейнгольда ПАШКОВСКОГО, который был членом Союза архитекторов и имел в Ленинграде свою мастерскую. О том, каким был памятник и как его устанавливали, рассказывает проработавший 48 лет в Белоярском монтажном управлении и бывший в те годы бригадиром монтажников С.И. АРИСТОВ.

- Памятник представлял из себя барельеф – бородатая голова И. Курчатова в обрамлении расходящихся в стороны орбит электронов. Выполнено всё это было из красной меди методом чеканки и должно было быть закреплено на стене фасада здания 1-й очереди станции. На картинке всё смотрелось красиво, но на стену само запрыгнуть не могло, и тогда весьма серьёзно встал вопрос: а кто же это произведение сможет поднять и закрепить на фасаде?

Архитектор Пашковский и приехавшие с ним дизайнеры чесали затылки, а время шло. До торжественного открытия барельефа, которое было намечено на 20 апреля, оставалось всего две недели, да и ударить лицом в грязь перед важными гостями – председателем Государственного комитета по использованию атомной энергии в мирных целях ГРИГОРЬЯНЦЕМ и академиками-соратниками И.В. Курчатова, приглашёнными на открытие, не хотелось. И тогда В.П. Невский поручил это ответственное дело монтажникам.

В те годы я возглавлял бригаду монтажников. Ко мне обратился начальник участка Е.Ф. МИРЮЩЕНКО и без лишних слов сказал: «Ну, что, Серёжа, два блока Белоярской станции мы уже пустили в работу, теперь остаётся только на фасаде расписаться». До нас никто такую работу не делал, и она оказалась далеко не из простых: чеканный барельеф головы вместе с каркасом весил около двухсот килограммов, детали орбит имели недостаточную жёсткость и постоянно стремились к деформации, способ крепления деталей к стене должен был гарантировать прочность на долгие десятилетия. Монтажники, стоя в болтающейся люльке на приличной высоте, делали отверстия в стене при помощи кувалды и пики для отбойного молотка с приваренной к ней рукояткой. Работали мы с 6 утра до 10 вечера, без выходных, но в срок уложились.

Бригада монтажников С.И. Аристова не присутствовала на торжественном открытии барельефа, все находились в этот день на своих рабочих местах. Но Сергею Игнатьевичу рассказали, что в тот момент, когда с барельефа сняли укрывающий его занавес, кто-то из академиков, лично знавших Курчатова, воскликнул: «А Игорь Васильевич-то похож!» и все присутствовавшие дружно поддакнули. В ближайшее после открытия воскресенье монтажники из бригады С.И. Аристова собрались на берегу водохранилища и в своём кругу отметили успешное окончание работы и установку барельефа. Рюмочку водки с ними пропустил и архитектор Пашковский, высказавший свой восторженное мнение об их работе.

…Никто, кроме монтажников, так и не узнал о том, что в завершении работы по закреплению барельефа чуть не сорвались вместе с люлькой вниз и не погибли Сергей Игнатьевич Аристов и монтажник Иван ПАТРУШЕВ.

Вот уже 40 лет барельеф украшает фасад главного здания Белоярской АЭС, вызывая гордость за свой труд у тех, кто его устанавливал и чувство ответственности за своё дело у тех, кто ныне трудится на Белоярской АЭС.

Елена ПАРАСКИВИДИ