Дума

«Зареченская Ярмарка» №40 от 09 октября 2008 г.
Теперь, спустя 40 лет, ситуация с проездом через плотину очень напоминает полёт на неисправном самолёте

ПОЛИТИКА

И ВНОВЬ О ДОРОГЕ ЧЕРЕЗ ПЛОТИНУ

Очередное заседание городской Думы на этот раз затронуло один из самых болезненных вопросов Заречного – закрытие дороги через плотину.

ДО СВИДАНИЯ ИЛИ ПРОШАЙ?

На пресс-конференции 8 сентября директор БАЭС уведомил городскую общественность о предписании Ростехнадзора, требующем до 31 декабря принять конкретные меры для обеспечения достаточного уровня безопасности при эксплуатации плотины Белоярской АЭС. В настоящее время проезд по плотине опасен, мостовые конструкции требуют серьёзного ремонта (см. «ЗЯ» №37 от 11 сентября 2008 г.) В связи с этим предстоит капитальная реконструкция и движение по плотине будет перекрыто. С 1 октября закроется въезд в Заречный, а когда на плотине начнут работать ремонтники (ориентировочно с 1 декабря), то и выезд. По словам Николая Николаевича, после завершения ремонтных работ дорога через плотину будет закрыта окончательно в связи с введением в эксплуатацию комплекса антитеррористической защиты.

ПОЛЁТ НА НЕИСПРАВНОМ САМОЛЁТЕ

Попробуем рассмотреть оба аргумента по порядку.

По негласной договорённости между городскими властями и руководством БАЭС, дорога через плотину должны быть закрыта только тогда, когда будет достроен 43-46 км. новой федеральной трассы Екатеринбург-Тюмень. Судя по словам Главы города А.Н. КИСЛИЦЫНА «полное и окончательное финансирование строительства предусмотрено до конца 2009 года и осталось всего два спорных участка земли, принадлежащих одному хозяину». Таким образом, Андрей Николаевич фактически заверил депутатов, что новая дорога будет достроена уже в следующем году. (Позже, в интервью нашей газете представители Управления автомобильных дорог эту информацию не подтвердили. См. стр… .)

Оставалась непонятной позиция директора БАЭС – зачем в срочном порядке закрывать плотину, если вот-вот появится отличный объезд? Но Николай Николаевич остался непреклонным, напомнив о предписании Ростехнадзора. Не помогло и личное обращение депутатов, и апелляции в виде исторически сложившихся традиций, и аргументы в виде народного гнева (уже сейчас в администрации лежит письмо от недовольных садоводов, имеющих участки в Боярке. – Прим. авт.).

В противовес директор БАЭС объяснял, что мост старый, (Пышму перекрыли в апреле 1958 года. – Прим. авт.), и если плотину, не дай Бог, прорвёт - затопит всё вплоть до Тюмени.

Без сомнений Глава города А.Н. КИСЛИЦЫН, как блестящий «технарь», прекрасно представляет серьёзность положения. Однако, возможный всплеск недовольства населения вызывал противоречивые чувства не только у глав Заречного, но и у народных избранников. Закрытие плотины они скорее восприняли как личную инициативу директора БАЭС, нежели как осознанную необходимость.

Теперь, спустя 50 лет, ситуация с проездом через плотину чем-то стала напоминать полёт на неисправном самолёте. Оба пилота знают о технических неисправностях, но по-разному их оценивают. Один считает, что надо срочно искать место для посадки, чтобы спасти пассажиров, другой настаивает на том, что пассажиры будут очень недовольны, а значит надо лететь, во что бы то ни стало.

В нашей стране техногенные катастрофы происходят достаточно часто, особенно в последнее время. Оборудование, здания, сооружения стареют и разрушаются. Не ремонтируемые с советских времён постройки падают, погребая под своими обломками десятки жизней. И любой технически грамотный человек понимает ситуацию без дополнительных объяснений. Однако, большинство зареченцев предпочитают ежедневное удобство. И это тоже объяснимо: мы привыкли добираться до столицы Урала за 40 минут. Заречный, в том числе благодаря дороге через плотину, превратился в удобный пригород Екатеринбурга - спальный район, куда ежедневно возвращаются около 6 тысяч человек.

КОГДА В ТЕХНИКУ ВМЕШИВАЕТСЯ ПОЛИТИКА…

Поддержать трудовых мигрантов, а вместе с ними и садоводов, народные избранники посчитали своей прямой обязанностью. Правда, не обошлось и без политического интереса. Как сказал депутат БЕУЛОВ «нас, депутатов, часто обвиняют в недоработках, в том, что мы мало делаем для народа. Поэтому в случае с закрытием плотины мы обязаны встать на сторону населения. Тогда нам всё простят…» Но будут ли благодарны жители своим депутатам, если кто-нибудь из них провалится на мосту? Трудно сказать…

С точки зрения здравого смысла было бы неплохо установить перед въездом на плотину таблички с надписью: «Проезд опасен для жизни». Тогда каждый автомобилист сам бы играл роль командира неисправного самолёта: хочешь – лети, не хочешь – поворачивай обратно. Ну а если серьёзно, то облегчить положение могла бы любая объездная дорога. И конечно, чем короче, тем лучше.

Как вариант можно было бы расширить дорогу через Шеелит, сделать подъездные пути к мосту-дублёру. Но необходимый поток транспорта этот мост не потянет, разве что пешеходов… Причём ремонтные работы потребуют немалых затрат из городского бюджета, эффект от которых может обмануть ожидания автомобилистов.

Ещё один вариант - пустить поток въезжающего автотранспорта через Курманку в объезд кладбища или через санаторий Баженово. (Каждая из этих дорог тоже требует ремонта, но он обойдётся дешевле. – Прим. авт.) В этом случае машинам не придётся выезжать на плотный Тюменский тракт, выстаивать по полчаса, чтобы делать два опасных левых поворота. Соответственно, аварийность данного участка дороги останется на прежнем уровне.

Однако, по какому-бы населённому пункту не прошла объездная дорога, его жители обязательно будут недовольны. Сейчас это боярцы, затем могут быть шеелитцы или курманцы. Так или иначе придётся жертвовать интересами меньшинства ради большинства.

Третий, крайний вариант, наиболее невыгоден для автолюбителей и садоводов – ехать по старому Тюменскому тракту. К обычным 40 минутам прибавляется ещё 30, плюс простои на блок-посту минут 10-15. В итоге 6 тысяч наших горожан будут вынуждены каждое утро раньше вставать, позже ложиться и меньше видеть своих детей и родных.

А ЕСЛИ ЭТО БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА?

Теперь пришло время второго аргумента, который, по мнению директора БАЭС, прекратит движение по плотине навсегда: введение в эксплуатацию комплекса антитеррористической защиты. С точки зрения логики здесь не совсем понятно: зачем ремонтировать плотину для того, чтобы её окончательно закрыть?...

Скорее всего, это объясняется совпадением временных факторов: ремонт моста по предписанию Ростехнадзора совпал с окончанием работ по строительству физзащиты. Не было бы ремонта, дорогу всё равно закрыли бы как элемент ядерного объекта.

Жители Заречного в течение двух лет наблюдали как вокруг плотины сначала появляется колючая проволока, затем ворота, шлагбаумы… И это лишь видимая сторона процесса. По словам директора БАЭС комплекс антитеррористической защиты стоит сотни миллионов рублей, и было бы ошибочно думать, что государство выбрасывает эти деньги на ветер.

«Но ведь государство должно действовать в интересах людей, - возражал депутат БЕУЛОВ. – А у нас получается наоборот – создаются дополнительные проблемы».

Действительно, заботы местных властей несопоставимы с заботой властей федеральных: под предлогом защиты от террористов у нас даже выборы губернаторов отменили…. Для политиков российского уровня защита ядерного объекта гораздо важнее, чем связанное с этим 30-минутное неудобство жителей маленького городка.

Лицом к лицу лица не увидать.

ТАНЦУЮТ ВСЕ!

Как истинные патриоты своей территории депутаты Думы решили «бить во все колокола»: направить обращение директору БАЭС Н.Н. ОШКАНОВУ с просьбой не закрывать плотину, написать письмо полпреду президента Петру ЛАТЫШЕВУ с просьбой ускорить строительство федеральной автодороги, оповестить и просить помощи у других официальных лиц. В общем, как выразился кто-то из народных избранников – «пишем всем!».

Что из этого получится, мы обязательно расскажем в дальнейших выпусках нашей газеты.

Редактор «Зареченской Ярмарки»

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА