Покупатель всегда прав

«Зареченская Ярмарка» №23 от 12 июня 2008 г.
ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

СТОИТ ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ?

В одном из магазинов покупатель заказала кухонный гарнитур. С его владельцем, предпринимателем, договорились: с заказом пока можно повременить, к нему можно приступить, когда это будет удобнее покупателю. При этом аванс, более половины стоимости работы, был внесён. Пришло время – заказчица дала «добро» на изготовление мебели. Именно с этого её посещения и начался отсчёт времени на выполнение заказа, срок которого по договору был обозначен – 30 дней.

Время прошло, покупатель решила узнать, в какое время суток ей ожидать заказ дома. Однако ей сказали, что обстоятельства изменились: один из углов заказанного кухонного гарнитура выполнить невозможно, в эскиз внесены изменения, сроки изготовления мебели до готовности отодвигаются. Покупатель начинает нервничать: она рассчитывала обновить кухню к Новому году, до него осталось каких-то полмесяца, а с ожидаемым гарнитуром возникла проблема. Пришлось чаще напоминать о себе, требовать, чтобы не тянули время.

Но всё-таки мебель ей сделали, правда на 2 месяца позднее положенного срока. А это, сами понимаете, испорченное напрасным ожиданием настроение, неуют в квартире (прежнюю кухонную мебель пришлось убрать). Но и это не всё! При сборке гарнитура выяснилось, что выполнен он с нарушением размеров, указанных в чертеже: верхние шкафы были сделаны на 10 сантиметров выше, мойку привезли не по тому образцу, по которому был сделан эскиз.

В общем, заказчица окончательно расстроилась и обратилась с претензией к предпринимателю о возврате уплаченных ею 65 тысяч рублей, а также о выплате неустойки за нарушение сроков изготовления гарнитура. Обмен состоялся: заказчик вернула не подошедший ей товар - магазин отдал выплаченные за него деньги. А вот за неустойку в магазине платить категорически отказались, как и компенсировать нанесённый моральный вред.

Тем не менее, согласно п.5 ст. 8 закона «О защите прав потребителей» нарушение сроков выполнения работ, установленных договором, влечёт за собой обязанность исполнителя уплатить потребителю неустойку в размере 3 % от стоимости работ.

Получив отказ, женщина обратилась в суд с исковым заявлением. Нарушение прав истицы в части соблюдения сроков выполнения работ и выплаты неустойки было установлено в судебном заседании. К тому же данные нарушения причинили ей нравственные переживания. В соответствии со ст.15 вышеназванного закона, ст.ст. 151, 1099 – 1101 ГК РФ это является основанием для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации причинённого ей вреда. И это не всё. Согласно п.6 ст.13 закона «О защите прав потребителей» с ответчика ещё следует взыскать штраф в доход местного бюджета за нарушение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя.

Предприниматель терпит явные убытки. Ещё ведь приходится уплатить госпошлину в доход государства. Только по результатам этого гражданского дела потери предпринимателя составили более 40 тысяч рублей. Так стоит ли овчинка выделки? …

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ