Интеллектуальная собственность

«Зареченская Ярмарка» №18 от 08 мая 2008 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ:

НАРОД "ЗА", НО ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Вот уже 7 лет 26 апреля отмечается Международный день интеллектуальной собственности.

Согласитесь, не многие из нас задумываются, что же это такое - интеллектуальная собственность? Непосвящённым или подзабывшим напоминаем: интеллектуальной собственностью принято считать патенты (документы, свидетельствующие о праве изобретателя на его изобретения), товарные знаки, авторское право и смежные права как результаты творчества и знаний. Таким образом, под мудрёным сухим термином подразумеваются различные торговые бренды, творческие изобретения. Например, взять шоу-бизнес: лицензионные записи песен, сочинённые стихи и музыка, даже названия групп и творческих коллективов - это не что иное, как интеллектуальная собственность.

Мы живём в мире торгово-рыночных отношений, а это значит, например, если кто-то придумал название магазина, то это название – его интеллектуальная собственность. А вот интересно, знают ли об этом зареченцы? Известно ли им о таком виде собственности, как интеллектуальная?

Мы решили задать нашим жителям эти вопросы непосредственно вблизи магазинов, где торгуют СD и DVD дисками. И вот какая получилась картина.

Старшее поколение, привыкшее жить в государстве, где собственности вообще не было, об интеллектуальной даже и не слыхали. Терпеливо рассказываю старикам, что это такое. Из всего объяснения некоторым понятны только слова "оригинал" и "подделка", но в большинстве своём люди пожилые говорят: "Да на что оно мне, лишь бы на еду денег хватило!"

После некоторого разочарования решаюсь подойти к молодому поколению. Рассуждаю так: поколение NEXT, которое живёт в Интернете, подражает звёздам шоу-бизнеса, должно разбираться в таких делах. Когда ребята слышали словосочетание "интеллектуальная собственность", у них на лице появлялось удивление, мол: "Что за феню опять придумали?" После краткого введения в курс дела слышу протяжное: "А-а-а..."

Оказалось, что молодёжь двумя руками за лицензионку. Каждому из опрошенных приходилось сталкиваться с пиратскими копиями. Поэтому твёрдо знают, если в компьютер попал пиратский или несколько раз переписанный диск, проблемы будут гарантированы. Наиболее распространённый ответ среди молодежи "Лучше потрачусь, но буду спокоен(на) за свою технику."

Оставшееся среднее поколение (люди в возрасте от 30-50 лет), застали старый мир и успели разобраться в новом. Эта часть опрошенных оказалась наиболее грамотной, поэтому объяснять смысл фразы «интеллектуальная собственность» не пришлось. Многие эмоционально рассуждали, что подделки заполонили весь рынок, что они безобразного качества, но лицензионные диски неоправданно дороги. Они не заслуживают той цены, которую за них просят. Поэтому зареченцы среднего возраста рассуждали примерно так: "В принципе, подделки смотреть и слушать можно, особенно самые первые, у них неплохое качество."

Одна из женщин рассказала: "Как-то купила в специализированном магазине Екатеринбурга лицензионный диск, он оказался ничем не лучше сторублёвой подделки. Зачем мне тратить внушительную сумму, когда всё равно покупаю кота в мешке?" Итак, вывод следующий. Ответ на вопрос "что такое интеллектуальная собственность?" знают всего 15-20% зареченцев. Вопрос приобретения пиратских копий мало кого волнует, потому, что лицензионные – дороги. В принципе, главное для людей – качество продукции, а вот кому принадлежит торговая марка, брэнд и тому подобное – дело хозяйское. Получается, что до тонкостей высококультурных цивилизованных отношений нам ещё далеко. Что ж, значит, есть к чему стремиться?…

Алёна АРХИПОВА