Покупатель всегда прав?

«Зареченская Ярмарка» №10 от 13 марта 2008 г.
ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

РУБРИКУ ВЕДЁТ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ М.Ю. ЛЕДНЕВ

ПАУТИНА «ЕВРОСЕТИ»

В магазинах «Евросеть» можно не только приобрести цифровую технику и аксессуары, но и пополнить счёт своего сотового или купить карту доступа в Интернет. Вроде бы и хорошо все это, но картину портят потребители - много у них к «Евросети» претензий: то продавцы отправят платеж на «чужой» номер сотового, то деньги просто «не придут»… В любом случае вернуть потерянные деньги не удаётся, и «крайним» остаётся потребитель. Если за последние пять лет в Заречном при пополнении счета сотовых телефонов деньги «терялись» три раза, то с появлением «Евросети» ситуация изменилась коренным образом: деньги стали пропадать достаточно регулярно. Своему сыну я давно запретил пополнять счёт сотового через «Евросеть». Но не очень-то молодежь слушает советы: на днях сыну было некогда, а «Евросеть» по пути…. В результате деньги ушли на счёт совершенно незнакомого человека.

Универсальная карта «Евросеть» для доступа в Интернет тоже как бы для удобства - ведь она же «Универсальная»! Да и стоимость Интернета копеечная. И опять все портит маленькое «НО»: спустя некоторое время после выхода в Интернет вы получаете приличный счет за межгород. Вот тут-то вы и узнаете, что «Универсальная» карта имеет одну особенность, о которой вам сказать «забыли»: Интернет идёт через межгород, поэтому в придачу к уже уплаченным деньгам время работы в Интернете тарифицируется как разговор с Екатеринбургом и выходит что-то около 150 рублей в час.

По закону, всю информацию о товаре или услуге потребителю обязаны предоставить своевременно (т.е. до покупки товара) и в полном объеме. В том числе обязаны были предупредить и о том, что по такой карте Интернет потребителю обойдётся слишком дорого.

Все так. Но только не в традициях «Евросети» предупреждать клиентов о чём-либо раньше времени. Ещё один пример стиля работы «Евросети»: известный в городе человек, всеми уважаемый врач хотел сделать покупку и зашел в «Евросеть». Кончилось все очень некрасиво: усыпив бдительность покупателя, продавцы подсунули ему негодный товар да еще и обвинили в том, что он сам его и сломал «не отходя от кассы»…. Только через суд удалось доктору доказать свою правоту: суд обязал «Евросеть» вернуть ему стоимость товара и выплатить компенсацию морального вреда за хамское поведение продавцов.

А на прошлой неделе при мне бойкие работницы «Евросети» втроём уверенно отражали попытки покупателя вернуть деньги за неисправный плеер: «Мужчина, ну как же Вы не понимаете, мы не имеем права вернуть деньги, это запрещено Постановлением Правительства №55, выберите что-нибудь на обмен!»… Уже потом я узнал любопытные подробности: товар с дефектом был сдан в магазин давно, а в тот день плеер привезли из сервисного центра с заключением: «Аппарат исправен, дефект не обнаружен», и продавцы пытались вернуть аппарат покупателю. Покупатель попросил продемонстрировать ему исправность плеера, и тут выяснилось, что плеер как не работал, так и не работает.

Представляете, как сервисные центры ловко сочиняют свои Заключения! Теперь понятно, как в этих центрах выясняется «правда» о том, что Ваш телефон попадал в воду (или ремонтировался Вами самостоятельно, или еще что). А потом, ссылаясь на такое «заключение», вашу технику легко и просто снимут с гарантии на вполне «законных» основаниях…

В нашем случае продавцов, просто говоря, поймали за руку, и им стало стыдно (!), но на возврат денег, видимо, у них есть какой-то запрет руководства, и они предложили заменить плеер на исправный. Вот тут то и припомнили они «Постановление №55», которое даже толком и прочитать-то не потрудились.

Много раз в СМИ писали об этом, но я повторюсь еще раз: Правила и закон предоставляют потребителю право САМОМУ решать: заменить, отремонтировать неисправный товар или получить возврат его стоимости. И это в течение всего срока гарантии и при любой неисправности, даже самой пустяковой (телевизор, телефон, фотоаппарат, магнитола, утюг и кофеварка и т.д.) Исключение из общего правила - только холодильники, стиральные машины, катера, яхты, снегоходы, автомобили, компьютеры, моторы лодочные и автомобильные. Вернуть стоимость такого товара или поменять его можно, только если в нем имеется серьёзный дефект. Это право потребителя прописано в 18 статье Закона «О защите прав потребителей». Помните свои права и не позволяйте ловким продавцам сбивать вас с толку.

И ещё. Потребитель вправе присутствовать при проверке качества и при проведении экспертизы товара. Поэтому если возникает спор о причинах поломки и вам предлагают сдать товар в магазин для установления причины этой поломки (т.е. вам попросту не доверяют), вы вправе ответить таким же недоверием и проявить осторожность. Технику вы можете не передавать в магазин, вместо этого вручите магазину письменное заявление о том, что вы согласны на проверку качества (или на экспертизу), но желаете присутствовать при этом. Укажите, что вы готовы представить товар для проверки и потребуйте, чтобы вас уведомили о времени и месте проведения этой проверки (экспертизы). Вот непосредственно туда-то вы и предоставите товар. А до того товар будет у вас, так спокойнее.