Покупатель всегда прав?

«Зареченская Ярмарка» №51 от 20 декабря 2007 г.
г

ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

Рубрику ведёт начальник отдела защиты прав потребителей администрации ГО Заречный М.Ю. ЛЕДНЕВ

В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ ИЗМЕНИЛСЯ ЗАКОН?

«Где-то слышал, что недавно приняли поправки к закону «О защите прав потребителей». А в чью пользу изменили закон и кто теперь в более выгодном положении - покупатели или продавцы?»

Закон «О защите прав потребителей» действует в России с февраля 1992 года. За истёкшие 15 лет он претерпел много изменений. И это логично: меняется ситуация на потребительском рынке России. Применяя нормы закона, юристы, потребители и предприниматели нарабатывают определенный опыт, накапливается богатая судебная практика.

И именно при практическом применении закона проявляются его сильные и слабые места, становятся очевидными недоработки законодателей. Результаты применения закона используют для анализа его актуальности, жизнеспособности, а в последствии - для соответствующей переработки.

Периодически в закон вносятся изменения. Не всегда эти изменения улучшают закон, но с годами в нем остается все меньше «белых пятен» и положений, допускающих двоякое толкование. Вот и новая редакция закона расставила некоторые точки над i.

Я выделил бы пять основных изменений, внесенных в закон:

? Раньше законом не было установлено ограничение срока ремонта по гарантии и ремонт порой затягивался на несколько месяцев. Теперь максимальный срок ремонта ограничен 45 днями.

? За потребителем закреплено право присутствовать при проведении экспертизы. Это поможет избежать множество споров и конфликтов.

? Если в приобретенном товаре в течение 15 дней выявлен любой дефект, потребитель вправе отказаться от такого товара (даже если это автомобиль, в котором неисправен прикуриватель, крепление пепельницы или еще какая-нибудь мелочь). Это положение касается только товаров дорогостоящих или относящихся к категории сложной бытовой техники (холодильники, автомобили, катера, яхты и др.). Можно отказаться от такого товара и по истечении 15 дней, но только при наличии серьёзной неисправности.

А вот товар попроще, например, сотовый телефон или плейер, можно вернуть продавцу при любой неисправности в течение всего срока гарантии без всяких 15–дневных ограничений.

? Банки теперь обязаны раскрывать всю информацию об условиях потребительского кредитования. Эта мера поможет многим потребителям не попасть в долговую кабалу, как это часто случалось. Ведь порой расходы по погашению кредита превышают стоимость товара, для покупки которого брали кредит.

? Потребителя обязаны проинформировать, если в продукте содержится более 0,9% генетически-модифицированных объектов.