Житейские истории

«Зареченская Ярмарка» №47 от 22 ноября 2007 г.
ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

ЖИТЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

В ПОИСКАХ ПРАВДЫ

Представьте себе такую ситуацию: в квартире этажом выше произошел пожар. Причем такой силы, что при его тушении пожарные залили и вашу квартиру – отвалились обои и потолочная плитка, промокла мебель и вещи и т.д. Как вы думаете, кто должен возмещать этот ущерб? Оказывается, никто...

Так произошло с Л.П. БАНДУРИНОЙ, обратившейся в редакцию «Ярмарки». По её мнению люди должны знать, что в ряде случаев государство оставляет их наедине со своей бедой, что искать защиты бесполезно. В случае с Лидой Петровной даже моральной поддержки женщина не нашла – сочла себя ненужной государству. Ведь ни один представитель государственных структур, к которым ей довелось обращаться, не выразил даже элементарного сочувствия, не говоря уж об извинениях. Впрочем, обо всём по порядку.

ТРАГЕДИЯ БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ

Произошло это два года тому назад, 19 июля. В этот день Лида Петровна, уставшая, но в добром расположении духа, возвращалась домой с садового участка. Неожиданно перед ней предстала непонятная картина: толпа людей, пожарные и милицейские машины, из окон квартиры этажом выше валит густой дым. Сердце ушло куда-то вниз, и она поняла: случилось что-то ужасное…

Когда поднялась на свой этаж, её встретила просочившаяся на лестничную клетку вода. Открыла дверь и ахнула: недавно отремонтированная квартира превратилась в нечто невообразимое – потолочные плитки обвисли, обои отклеились, по стенам течет вода… Она проникла даже в шифоньер, замочив меховые вещи. На полу, где воды было по щиколотку, плавал ковер….

Лихорадочные мысли сбивали с толку: что делать, куда бежать, как вообще выходить из этой ситуации? Она заметалась, стала звать в свою квартиру то пожарника, то милиционера – хоть кого-нибудь. Но этажом выше трагедия была куда страшнее: в огне сгорела старая женщина. Все силы были сосредоточены именно там.

НЕПОТУШЕННАЯ СИГАРЕТА?

Последнее время старая женщина болела, из дома не выходила. Дочь со своей семьей проживала рядом, на одной лестничной клетке, ухаживала за нею. Единственное, чего им можно было опасаться, так это вредной привычки пожилой женщины – пристрастию к курению, с которой та не могла расстаться с далеких военных времён. Дочь смогла лишь несколько ограничить количество выкуриваемых матерью сигарет.

Страшный пожар произошел из-за непотушенной сигареты – к такому выводу пришли и пожарные, и судьи нескольких инстанций, куда сомневающаяся Л.П. Бандурина обращалась, чтобы точно знать, с кого требовать возмещения ущерба, нанесённого действиями пожарных.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ

Для Лиды Петровны прямой ущерб от трагедии, произошедшей в соседней квартире, составил 16.932 рубля. Многочисленные судебные инстанции, которые пришлось ей пройти, разошлись во мнении. Мировой судья признал, что повреждение квартиры истицы произошло в результате неосторожных действий гражданки с верхнего этажа. Районный суд считает, что причиной пожара явилась внезапная смерть старой женщины, которую никто не мог предвидеть. Если бы она внезапно не умерла, то закуренная ею очередная сигарета не привела бы к пожару. А Председатель областного суда И.К. ОВЧАРУК пришел к выводу, что поведение жилицы сверху (курение) не явилось причиной возгорания в жилом помещении.

Так что же получается? Пожилой человек закурил, почувствовал себя плохо, сигарета выпала из рук – а пожар случился сам собой, курильщик ни при чём? Но если бы не зажигал сигарету, то пожара бы точно не было! Именно так рассуждает Лида Петровна, утверждаясь в собственном подозрении: может, не сигарета тому виной?

Теперь всё видится через увеличительное стекло, и её понять можно – человек угрохал большие деньги, чтобы добиться истины, ведь в правовой казуистике он не силен, как, впрочем, и все рядовые граждане. Её гнетут воспоминания об ироничном взгляде окружающих, о нежелании пожарных взглянуть на затопленную квартиру, о недоброжелательности должностных лиц, к которым обращалась она со своей бедой.

Множество непонятных и нелогичных фактов до сих пор не укладываются в её голове. Например, ответ начальника Главного управления госпожнадзора МЧС России по Свердловской области генерал-майора В.Ф. ЛАХТЮКА, который пишет буквально следующее: «Материалы дела по данному пожару были утеряны следователем прокуратуры ЛЫЖИНЫМ А.С., в связи с этим объективно оценить действия дознавателя отделения ГПН г. Заречного ст. лейтенанта внутренней службы БЛИНОВА А.В. в установлении причины по пожару не представляется возможным».

КОГДА «ВЗЯТКИ ГЛАДКИ»

ВЫХОД ОДИН – СТРАХОВКА.

Что в итоге? Кроме неподтверждённых подозрений, ничего. Дочь погибшей, по всем судебным заключениям, в случившемся не виновата. Она потеряла во сто крат больше – родную мать. Ответственности за случившееся не несет. Вот если бы проживала с нею, если бы мама была недееспособной, если бы… Этим «если» нет конца.

Многоступенчатая судебная тяжба измотала их обеих. Пострадавшая от действий пожарных пенсионерка изрядно потратилась: кроме ущерба от потопа, независимая экспертиза (составление сметы) – 1.783, расходы на адвоката - 5.000, юридические услуги – 1.000, доверенность – 500 рублей. Плюс ко всему нужно самой делать новый ремонт. Ведь обидно: погорелице помогли сделать ремонт (кто?), а пострадавшей от тушения пожара соседке – нет.

С пожарной службы «взятки гладки». Как пояснила зам. начальника 49 отряда по работе с кадрами С.А. КУДИНОВА, «норм по проливу воды не существует». Пожар был нешуточный, была угроза возгорания других квартир. Только большим количеством воды удалось укротить огонь. В этом случае незаменимой оказалась бы страховка. Это помогло бы компенсировать понесённые потери.

С тех пор прошло два года, а пропасть между двумя женщинами меньше не стала. Татьяна Владимировна К., у которой погибла мать, говорить на эту тему отказалась, однако сообщила, что в результате судебных тяжб получила инфаркт. «Я удовлетворила ваше любопытство?» - бросила она и повесила трубку… Что ж, это её право – не отвечать на вопросы постороннего человека.

БЕСПРАВИЕ

В жизни Лиде Петровне довелось испытать многое. Родилась она на спецпоселении, куда в 1931 году была выслана раскулаченная семья матери. Мать была признана «социально опасной по классовому признаку». Рикошетом ударило и по дочери (реабилитирована в 1998 году): с детства была лишена многого, но сумела, как бы громко это ни звучало, стать полезным обществу человеком.

40 лет отдала ведущему оборонному предприятию России. Имеет две специальности – геолога и инженера-конструктора. Окончила Томский институт радиоэлектроники и радиоаппаратуры. Имеет звания «Ветеран труда» и «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Последние 15 лет трудовой биографии была руководителем техбюро предприятия. Заслуженный человек.

Да будь она хоть бомжом, но ведь каждый человек имеет право ожидать защиты от государства! Но на деле получается, что и родилась бесправной, и в старости оказалась беспомощной перед государственным катком. Два года потратила женщина на поиск правды, и никто не только не помог ей, но даже не извинился….

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ