День памяти жертв политических репрессий

«Зареченская Ярмарка» №43 от 25 октября 2007 г.
ПАМЯТЬ СЕРДЦА

30 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

На 12-м километре Московского тракта стоит громадный крест, символизирующий торжество памяти и победы добра над злом. Здесь находится Мемориал памяти жертв политических репрессий, открытый 26 октября 1996 года. На больших плитах высечены имена более 18 тысяч человек, погибших в годы политического геноцида. В братской могиле среди мужчин разного возраста свыше семисот женщин и двух тысяч священников.

Механизм репрессий раскручивался быстро и неумолимо, захватывая всю страну, в одночасье превратившуюся в концлагерь. Массовые убийства людей стали нормой. И если истребление крестьян во время раскулачивания и расстрелы после убийства Кирова хоть как-то можно было объяснить, то всплеск репрессий в то время, когда в стране, по мнению коммунистов, победил социализм, понять и объяснить невозможно.

Людей убивали тысячами по разнарядке из центра. Такие разнарядки о мерах наказания репрессированных и количестве людей, подлежащих репрессиям, приходили и в Свердловскую область. Суд был скорым и жестоким. Одних расстреливали почти сразу же после ареста, других гноили по 8-10 лет в лагерях, где выжить было практически невозможно.

Приходили такие разнарядки за подписью тогдашнего министра внутренних дел страны ЕЖОВА и в Свердловскую область. Так, в одной из них от 30 июля 1937 года содержался приказ о мерах наказания «наиболее злостных и социально-опасных элементов» в количестве 10 тысяч человек, причём 4 тысячи из них должны были быть расстреляны, а ещё 6 тысяч сосланы в лагеря. Чем объяснить такую жестокость, когда свои убивали своих, когда люди гибли не от руки врага на войне, когда палачами становились соотечественники? Безвинными жертвами репрессий были простые колхозники, женщины и дети, известные врачи, писатели и поэты, маршалы и учёные.

Не счесть людей, которые, будучи родственниками репрессированных, всю жизнь прожили с клеймом «врагов народа», в корне изменившем их судьбу. В Заречном ныне живут потомки репрессированных, тех, кто безвинно пострадал в те далёкие годы. В большинстве своём это люди преклонного возраста, но память о страшных годах репрессий до сих пор живёт в их сердцах.

Одна из них - Анна Елисеевна БАКЛЕНЁВА, а в детстве Анечка РОМАШКИНА с родителями и семью братьями жила в с.Ульяновка Томилинского района Тамбовской области. Когда началась коллективизация сельского хозяйства, её отец – Елисей Филиппович РОМАШКИН, отказался вступать в колхоз. Простой, неграмотный человек, он был хорошим кузнецом, добросовестно работал и кормил семью. Из родного села пришлось уехать в пос.Дятьково, где Елисей Филиппович устроился рабочим на деревообрабатывающий завод.

Кому пришёлся не по душе отец восьмерых детей? Чем не угодил он тому человеку, который написал гнусный донос, в котором сообщалось, что Елисей Ромашкин сорвал со стены портрет Сталина или ещё какого-то руководящего лица, неизвестно. Его забрали ночью и увезли на «чёрном воронке» в тюрьму. Через месяц 50-летнего Елисея Ромашкина расстреляли, Анне тогда было 5 лет. Их семью выгнали из дома, и вместе с семерыми братьями и матерью она вернулась в Ульяновку, в колхоз. Здесь Анна пошла в школу и закончила 4 класса. Без отца им было очень нелегко. На семью навсегда легло клеймо «врагов народа».

Вскоре мама умерла, а потом началась война. Старшие братья ушли на фронт, защищали Родину, для которой были детьми «врага народа». Жилось очень трудно, голодно. Двенадцатилетней Анне пришлось побираться, чтоб хоть как-то прокормиться. Люди помогали друг другу, делились, чем могли. Она нанималась на любую работу, ходила за скотом, нянчила детей. Пришлось Анне поработать в колхозе, где пахали и боронили землю на коровах - всех лошадей забрали на фронт.

В 1945 году закончилась война, с фронта стали возвращаться мужчины. Старший брат Анны – Василий Елисеевич РОМАШКИН пропал без вести в одном из боевых сражений. Второй брат – Владимир Елисеевич, который ушёл на фронт 19-летним мальчишкой, воевал героически до самого конца и вернулся с множеством орденов и медалей. Третий брат Анны – Александр Елисеевич - побывал в плену и умер через год после возвращения домой. В 1946 году, когда ему было всего лишь 22 года.

Вскоре после окончания войны Анна уехала в г.Рассказово Челябинской области, выучилась на мотальщицу и стала работать на ткацкой фабрике. Через три года она завербовалась в Тульскую область и 10 лет отработала мотористкой в шахте на глубине 50 метров в воде и холоде. Работа была непосильная, но мужчин не хватало, и самую тяжёлую работу выполняли женщины и подростки. Анна всегда хотела учиться, выйти замуж и родить детей. Но не всё в её жизни сбылось. Порой у неё не было одежды, чтобы пойти в школу, не было сил от голода. Замуж Анна Елисеевна вышла за Ивана Ермолаевича БАКЛЕНЁВА, они прожили вместе 48 лет. Детей у них не было, на здоровье женщины сказались долгие годы тяжёлой работы в шахте.

В Заречный Бакленёвы приехали в 1960 году. Иван Ермолаевич работал на строительстве монтажником, Анна Елисеевна нянечкой в ДОУ «Рябинка». Сейчас она на пенсии, но коллеги по работе её не забывают - поздравляют с праздниками. На судьбу Анна не жалуется, но в её сердце до сих пор живёт обида за отца, невинно пострадавшего в годы репрессий. Кто знает, как сложилась бы её жизнь и жизнь всей их семьи, не будь того злополучного доноса....

К сожалению или, может, к счастью, историю переделать невозможно. ХХ век стал для нашей страны не только героическим, но и трагическим. Мы создавали мощное государство, осваивали космос, поднимали целину, учились, воевали. Чёрными страницами нашей истории стали годы политических репрессий, когда в стране царили обман и насилие, кровь и смерть, слёзы и горе, голод и холод. Давайте помнить об этом страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем.

Елена ПАРАСКИВИДИ

На фото:А.Е. Бакленёва

За годы репрессий погибли более 18 тысяч человек.

Отец восьмерых детей был расстрелян по доносу соседа.

В 12 лет она стала дочерью «врага народа».