«Профессиональный» бюджет

«Зареченская Ярмарка» №39 от 27 сентября 2007 г.
«Сколько продлится наш разговор

ПРОФЕССИОНАЛ СВОЕГО ДЕЛА

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ» БЮДЖЕТ – ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ

«Сколько продлится наш разговор?» - посмотрела на часы моя собеседница. «Думаю, что не меньше часа», - честно призналась я, понимая, что 60 драгоценных минут из плотного рабочего графика мне могут и не уделить. О том, что времени на пустые разговоры здесь не тратят, говорило даже само содержимое кабинета. Работающий компьютер, по экрану монитора скользят таблицы, графики, цифры. На видном месте на столе незаменимый помощник в работе – калькулятор. Аккуратные ряды одинаково толстых папок – документы, которые всегда под рукой. На стене более десятка благодарственных писем – искреннее «спасибо» за помощь, участие, добросовестный труд.

«Хорошо, - прервала мое созерцательное состояние хозяйка кабинета, - с двух до трех я в Вашем распоряжении». Ровно в два я уже стучала в дверь. В кабинете ничего не изменилось, за исключением папок, которые теперь высокой стопкой лежали на столе, готовые к использованию. «Бюджет на 2006 год», «Отчет по исполнению бюджета за 2006г.», «Бюджет на 2007 год», «Отчет по исполнению бюджета за I полугодие 2007г.» - прочитала я на их корешках. «Вы мне можете какой угодно вопрос задать, я Вам любую цифру назову. У меня все вот здесь», - улыбнулась начальник Финансового Управления городского округа Екатерина Тимофеевна ШИШМЕНЦЕВА и похлопала рукой по документам.

- Екатерина Тимофеевна, давайте начнем разговор со времени Вашего прихода на должность начальника Финуправления. Хотелось бы услышать Вашу оценку – каково было состояние городского бюджета на тот период?

- Я была утверждена на должность начальника Управления в августе 2005 года. Но если говорить о состоянии бюджета того периода, то лучше начать немного раньше – с 2003 года, когда сменился мэр города и Главой стал А.Н. КИСЛИЦЫН. Я тогда работала в должности начальника бюджетного отдела финансового Управления, в отсутствие начальника Управления нередко исполняла его обязанности, и то время мне хорошо запомнилось. Потому что состояние бюджета в тот момент было тяжелейшее. Неисполнение бюджета по доходам было ниже прогнозных данных Министерства финансов Свердловской области. Просто кризисное состояние было по поступлению налогов в бюджет. Это, естественно, приводило к тому, что неоднократно нам сокращали расходы. В результате чего недофинансировалась вся наша бюджетная сфера. Кроме того, по состоянию на 1 января 2004 года кредиторская задолженность городского бюджета составляла 72, 358 млн. рублей! Это были долги по заработной плате работникам бюджетной сферы, по коммунальным услугам бюджетных учреждений, по полученным ранее кредитам. Их все, конечно, надо было отдавать, и это была дополнительная нагрузка на бюджет. Вот в таком состоянии получил бюджетное хозяйство А.Н. Кислицын. При этом, когда он вступил в должность в сентябре 2003г., бюджет на 2004 год уже был сформирован Министерством финансов Свердловской области, и повлиять на его параметры Андрей Николаевич уже не мог.

Поэтому в первую очередь мы вместе с новым Главой города начали очень предметно и кропотливо разбираться в этой сложнейшей ситуации. Мы изучали структуру доходов, методику их формирования. Разбирались досконально с налоговой базой, от которой, согласно утвержденной Правительством Свердловской области методике формирования фонда финансовой поддержки для муниципальных образований, планировался бюджет города. А в части расходов Андрей Николаевич предложил новый порядок согласования расходных обязательств с каждым бюджетным учреждением по статьям расходов. Меня это очень удивило вначале, а потом мне это понравилось. На сегодня у нас порядок уже сложился. Мы собираем заявки с каждого учреждения, смотрим, что они хотят, сводим все это, и когда мы уже видим более или менее полную картину нашего бюджета, начинается обратный процесс: мы уже учреждениям говорим, что мы можем им дать, что не можем.

- К чему привела вся эта работа? Что-то улучшилось в состоянии бюджета или тяжелая картина продолжала сохраняться?

- Уже во второй половине 2005 года мы стали понемножечку выравниваться. Совместно с налоговой инспекцией нами была проведена большая работа по доказательству того, что для нашей территории завышались показатели собираемости налогов. Серьезную работу провели по неналоговым доходам, особенно арендным платежам. Таким образом мы обосновали, что у нас завышена доходная часть бюджета, и нам удалось за счет межбюджетных трансфертов добиться довольно существенного вливания в наш бюджет: городу были предусмотрены дополнительные средства в форме дотации на сбалансированность бюджета в 2005 году в сумме 35, 485 млн. рублей, в 2006г. – 32,347 млн. рублей. И сразу стало как-то полегче. Стали поступать налоги довольно регулярно. Мы начали интенсивно гасить ранее накопленные долги бюджета перед Минфином по полученным кредитам и задолженности перед основным поставщиком коммунальных услуг – Белоярской АЭС – за поставленные коммунальные услуги. Полностью сумели рассчитаться и с налоговой инспекцией, и с Пенсионным Фондом. По состоянию на 1 июля 2007 впервые, наверное, в истории нашего муниципалитета у нас не было долгов вообще. Но вот необходимость заставила в этом году взять кредит на подготовку к отопительному сезону, 15,66 миллионов рублей. А так была такая красивая цифра, я ею гордилась и радовалась.

- Ну, хорошо, долги раздали, с доходами-расходами разобрались, а как-то все это отразилось на территории? Как город ощутил на себе это улучшенное состояние бюджета?

- Конечно, отразилось. Исполнение бюджета стало намного спокойнее, его уже нельзя было сравнить с тем ажиотажем, когда придет, допустим, 200 тысяч в день, и мы садимся и смотрим, что же на эти 200 тысяч в этот день профинансировать. Сейчас работа идет совершенно по-другому. Утвержден бюджет Думой по статьям расходов, утверждена бюджетная роспись, выданы все лимиты бюджетных обязательств учреждениям, те приходят и спокойно денежки снимают. Бюджетополучателей у нас 38 местных и 6 областных, то есть всего 44. Это образовательные учреждения, учреждения культуры, жилищно-коммунального хозяйства, это наша медсанчасть, Центр семьи, КСС, администрация, Управление сельской территории.

Уже в 2005 году впервые за много лет мы смогли предусмотреть в бюджете средства на ремонты учреждений. Раньше это были средства только на зарплату, какие-то копейки на расходные материалы. Даже на оплату коммунальных услуг денег было крайне недостаточно, а уж о ремонтах и говорить не приходилось. А когда стали потихоньку выправляться, стало возможным планировать такие расходы, которых раньше не было. Приобретали оборудование для ДДУ: современные стиральные машины, электрические плиты. А приобретение нефинансовых активов? В 2004 году – там говорить не о чем, практически ноль. 2005 год – 32 млн. 687 тыс. рублей, 2006 год – 53 млн. 674 тыс. рублей. Это компьютеризация школ, детских садов, учреждений культуры. Это и приобретение автобусов для школ: мы смогли в 2006 году купить 2 автобуса. То есть территория в пределах запланированного может уже не только сводить концы с концами, но и развиваться.

- Вы сейчас говорили в основном о сфере образования. Но ведь по другим направлениям город, наверное, тоже развивался?

- Конечно. Просто у нас, действительно, основная доля бюджетных средств идет на образование – 59%. Потом по величине идет жилищно-коммунальное хозяйство – почти 18%, потом здравоохранение – почти 10%. Вот, например, по коммунальному хозяйству на 2006 год в бюджете было предусмотрено 49, 235 млн. рублей. Из них почти 4,5 млн. ушло на газификацию. А в этом году на газификацию предусмотрено уже 6,2 млн. рублей. Нам ведь еще сбросили без финансового сопровождения Муранитку и Баженово. В прошлом и позапрошлом году газификация и ремонты по Муранитке обошлись бюджету почти в 5 млн. рублей. В этом году очень большие вливания идут на Баженовский санаторий. Тоже газификация, установка индивидуальных источников тепла в квартиры. Это также порядка 5 млн. уйдет на восстановление этой всей отопительной системы, приведение ее в надлежащий вид. Потом газификация по Курманке – тоже местный бюджет в этом участвует. Вложили мы средства местного бюджета на строительство ФАПа в д. Гагрка. Это нам обойдется с окончательными расходами порядка 2 миллионов. На общеврачебную практику мы затратили в прошлом году 1,5 млн. и 500 тысяч в этом году и еще 500 тысяч нам добавил Минфин. То есть в общей сложности получится 2,5 миллиона. А на 2007 год на жилищно-коммунальную сферу нами запланировано более 84 миллионов.

- Екатерина Тимофеевна, если можно, поподробнее о бюджете текущего года: есть в нем какие-то особенности, изюминки, чего раньше не было?

- Бюджет городского округа 2007 года по сравнению с бюджетом 2003 года вырос в 2,5 раза. Направления расходования средств одни и те же – это ремонты, это приобретение основных средств, это развитие муниципалитета. Отличительная черта этого года – по предложению Главы учрежден муниципальный грант для ДДУ в размере 1 миллиона, в общем-то, это довольно существенная сумма для нашего бюджета. Впервые разработана муниципальная программа ремонта коммунальной инфраструктуры городского округа, почти 8 миллионов выделено на ее реализацию. Предусмотрены средства на поддержку наших предпринимателей, которые направлены на организацию выставок. Впервые выделены средства на помощь садоводо-огородническому хозяйству – 115 тысяч. В пределах этой суммы отремонтировали дорогу к коллективному саду и еще предполагается приобрести контейнеры для сбора мусора у садов. Выделены средства на поддержку агропромышленного комплекса, тоже впервые, тоже 91 тысяча. Увеличены в бюджете 2007 года средства на капитальный ремонт дорог, чего тоже не было раньше. За счет этих средств отремонтирована дорога в Курманке, дорога до базы ОРСа, отремонтирована дорога от профилактория до сада. Если в прошлом году суммы были незначительные, 1,5-2 млн., то в этом году мы порядка 10 млн. из бюджета на эти цели потратили. На поддержку лифтового хозяйства нам было выделено 2 млн. и дополняют еще 1,2 млн. Мы смогли решить давнюю проблему по Таховской, 16, где несколько лет стоял лифт в нерабочем состоянии. Сейчас сумели приобрести и установить новый. Трижды в течение этого года повышали заработную плату бюджетникам. Следующее повышение у нас с 1 октября, средства на эти цели в бюджете предусмотрены, никаких недоразумений здесь быть не должно. Не говорю уже о 36 миллионах, выделенных на строительство новой школы.

- А по бюджету 2008 года Вы уже можете что-то определенное сказать? Каким он будет, в чем будет его отличие от нынешнего, и что он позволит территории?

- Бюджет 2008 года будет отличаться от бюджета текущего года, во-первых, суммой. Правда, точную цифру пока назвать не могу – согласительные комиссии пойдут только в октябре. Если в этом году наш местный бюджет со всеми корректировками вышел на сумму 435 млн. 730 тыс. рублей, то бюджет-2008 будет выше. На следующий год нам запланировал Минфин 14,3 млн. рублей на приобретение технологического оборудования для 7-й школы. Этих средств, конечно, недостаточно, там ведь надо еще благоустройство вокруг школы делать, завершающие строительные работы. Будем думать, как решить эту проблему. На реконструкцию 6-го детского сада уже в этом году были выделены средства в суме 6,9 миллионов, ведутся проектные работы. На следующий год тоже будем в бюджет закладывать средства на этот объект. Что-то мы надеемся получить в части софинансирования из области, но порядка 10 млн. нам надо будет из местного бюджета выделить. Будет производиться дальнейшая закупка лифтов. Один лифт стоит в пределах 600 тысяч рублей, да столько же его установка, то есть в миллион двести каждый лифт обходится. Сейчас уже начинают поступать заявки от учреждений, и все первоочередные задачи войдут в бюджет 2008 года.

- Но ведь надо будет еще в Минфине доказать, что именно эти задачи и именно в таких суммах необходимо решить в 2008 году. Что нужно, чтобы отстоять свою точку зрения в области?

- Нужны серьезные знания межбюджетных отношений, бюджетного законодательства. И умение аргументированно отстаивать свою позицию, представляя интересы города. Кстати, действующий Глава нашего города всеми этими качествами обладает. В Минфине он каждый год присутствует на согласительной комиссии: все, с чем мы не согласны, что мы хотим получить дополнительно – всю доказательную базу представляет Андрей Николаевич. Он прекрасно владеет состоянием бюджета, абсолютно всем, до рубля. Он отчетливо понимает, что бюджет должен быть доступным и открытым. Причем, должна отметить, что нашего мэра в Министерстве все, начиная с Министра финансов и заканчивая начальниками отделов, хорошо знают и уважают. Там работают профессионалы. И Главу Заречного они тоже оценили как профессионала. Наверное, поэтому Минфин почти всегда удовлетворяет наши просьбы. В этом году нам почти 20 млн. выделили дополнительно по результатам согласительной комиссии. А кредит последний? Надо было в Правительстве области согласовать документы и сделать это быстро – и Андрей Николаевич сделал это сам. Когда мы первыми приехали в Министерство с заявкой на 20 млн., нам сказали: «Вы что, ребята, на это дело 200 млн. на всю область предусмотрено, а вы хотите 10% забрать себе!» Но, тем не менее, пусть не 20, но 15 с половиной-то выдали!

- Екатерина Тимофеевна, что для Вас наиболее ценно и важно в Вашей работе?

- Важно – хорошо ее выполнить. А ценно – все остальное. Сумасшедший ритм, в котором часто приходится трудиться. Команда профессионалов, с которой я сейчас работаю. Тот эмоциональный подъем, который испытываешь, когда все получается. Знаете, Финуправление от Городской Думы имеет благодарность за формирование и исполнение бюджета 2005 года. Хотя я тогда всего полгода проработала в должности начальника, тем не менее, такая вот оценка – моей деятельности и коллектива Управления. И я ею очень горжусь. И это тоже ценно – и высокая оценка, и чувство гордости за свою работу.

Анна УМНОВА

На 1 января 2004 года кредиторская задолженность городского бюджета составляла 72, 358 млн. рублей!

По состоянию на 1 июля 2007 впервые, наверное, в истории нашего муниципалитета у нас не было долгов вообще.

Город может уже не только сводить концы с концами, но и развиваться.

Нужны серьезные знания бюджетного законодательства и умение аргументировано отстаивать свою позицию, представляя интересы города.

Ценю команду профессионалов, с которой сейчас работаю.