Ремонт

«Зареченская Ярмарка» №38 от 20 сентября 2007 г.

В одном из прошлых номеров газеты (см. «Зареченскую Ярмарку» от 2 августа 2007 года) мы писали о том, что нанимая на работу сиделку для старой бабушки или плотника для обшивки балкона, необходимо составить с ними трудовой договор. Делается это в интересах обеих сторон: чтобы работодатель получил качественно выполненную работу, а нанятый работник был уверен в том, что его труд будет оплачен. Напомним, трудовой договор составляется в трех экземплярах, потом его нужно зарегистрировать в отделе экономики и труда городской администрации. Один экземпляр остается у специалистов этого отдела, второй выдается на руки нанятому работнику, еще один остается у работодателя. Конечно, не всем хочется пройти весь этот путь. Но если трудовой договор между нанимателем и его работником не заключен, могут возникнуть и весьма неприятные ситуации.

В редакцию часто звонят люди с просьбой: напишите про Н., он меня обманул. Когда мы начинаем выяснять историю обмана, выясняется, что люди сами делают все для того, чтобы их обманули.

Наталья Ивановна, мать-одиночка, начала делать в ванной ремонт. «Делать – так делать!» – махнула она рукой и решила сменить старые ржавые трубы на новые пластиковые. Дело это очень затратное: самой заплатить за новые трубы, оплатить их доставку, выложить деньги за работу мастера – выходит сумма довольно-таки приличная. А тут как раз встретила давнего знакомого по работе, теперь он сменил профиль работы и как раз занимается установкой пластиковых труб. Предложил по знакомству Наталье Ивановне выполнить все необходимые работы значительно дешевле. Заманчивое предложение для женщины, на одну небольшую зарплату воспитывающей сына. Конечно, она согласилась, причем с большим удовольствием.

Знакомый трубы в ванной заменил, работу свою выполнил, деньги (более 10 тысяч) получил и ушел. А на другой день новые трубы потекли, не так что-то сделал доморощенный мастер. Кинулась звонить знакомому, он ей в ответ: работу приняла – приняла, деньги отдала – отдала, уходил – ничего не текло, какие претензии через день? Тем более, что договор на работу был устный, никакой бумагой – договором не подкрепленный, гарантий с него никто не спрашивал. И вот трубы текут, ванная затоплена, знакомый мастер претензии не принимает, хозяйка в панике. Что делать? Звонит Наталья Ивановна к нам в редакцию: напишите, он плохой. Но ведь она сама попросила мастера-халтурщика подешевле сделать работу. Кто виноват в такой ситуации?

Другой пример. Сергей Викторович живет на втором этаже, квартиру, находящуюся этажом ниже, продали, иностранные мастера из Азии переделывали ее под аптеку, евроремонт проводили. А Сергей Викторович задумал сделать ремонт в своей трехкомнатной квартире. Частенько заходил на первый этаж, технологию изучал, к новым стройматериалам присматривался. Мастера-иностранцы работали быстро, тихо, в употреблении спиртного замечены не были: квартиры находятся одна под другой, слышимость замечательная, да и захаживал по-соседски частенько, все под контролем держал. Проходит время, ремонт теперь уже аптеки близится к завершению, и вот решил Сергей Викторович нанять иностранного мастера (выбрал одного, по его мнению, самого работящего) для ремонтных работ в своей квартире. А чтоб платить поменьше. Уговорил соседа по лестничной клетке тоже сделать ремонт: тогда стройматериалы можно будет подешевле купить, оптом. Сказано – сделано. Соседи ударили по рукам, вызвали иностранного специалиста осмотреть место будущей работы. Специалист-строитель пришел, фронт работы осмотрел, стены – потолки – пол измерил, посчитал на бумажке, и озвучил соседям-заказчикам сумму, необходимую, по его подсчетам, на покупку строительных материалов. Не ожидали мужички такого размаха, в затылках почесали, сами что-то подсчитали: нет, у самих еще больше выходит. Делать нечего, выложили иностранцу деньги. Причем сразу всю запрошенную им сумму, чтобы оптом купить все необходимое да и начать работу. Деньги взял – и ушел. Как вы, наверное, понимаете, насовсем, вместе с деньгами, которые соседки откладывали целый год. Претензии предъявить некому: деньги отдали сами, добровольно, руки никто не выкручивал, а документ какой-нибудь с мастера потребовать не догадались. «Мы ж его сотовый знаем,» – успокаивали друг друга. Ну, номер сотового телефона за такие деньги поменять несложно. А паспорт у мастера они даже и не подумали спросить: зачем? - «Мы ж его знаем…»

Римма Александровна, деловая женщина, у нее свой бизнес. Дело идет неплохо, квартиру новую купила, свою отдала дочери – та побольше, а новую решила сделать для себя, так, как душа желает. Но вот беда – времени заниматься квартирой совсем нет. Прочитала объявление в газете: «Быстро, качественно, дешево делаем ремонт.» Позвонила – пришла к ней женщина, как оказалось, давняя знакомая, Ирина, когда-то работали вместе. Ну, у Риммы Александровны гора с плеч – не чужой человек в новую квартиру зайдет. Женщина деловая, она составила договор, прописала все обязательства сторон, расписались обе, договор остался у Риммы Александровны. Получила Ирина ключ от новой квартиры. Время идет, Римма Александровна только деньги успевает выдавать: Ирина ей чеки, товарные и кассовые, на покупку новых импортных обоев, импортного клея, отделочных материалов. И ведь все прямо на работу приносит, чтобы не отрывать заказчицу от дела. Самой-то ей проконтролировать работу некогда, так Ирина исправно приходит, о сделанном докладывает, деньги получает и отчитывается.

Все бы и шло хорошо, да узнала Римма, что Ирина и в своей квартире успевает делать ремонт. И материалы хорошие покупает: город наш маленький, все друг друга знают, соседи бдительные… Поехала Римма Александровна квартиру свою новую смотреть да ахнула: деньги-то давала на обои дорогие, импортные, а на стенах наклеены качеством похуже, да и наклеены плохо, полы сделаны неровно, двери вовсе не те, на которые деньги были даны. Она к Ирине: работа сделана плохо, переделывай, по договору так нужно было, а сделано по-другому. А Ирина ей в ответ: по какому договору? Сунулась Римма в офис, поискала-поискала, а договора и вправду нет. Ни чеков, ни отчетов – ничего. Тут она и вспомнила, что вносили они вместе с Ириной какие-то изменения в договор, Римму отвлекли, пришлось из кабинет выйти – Ирина оставалась один на один с документами.

В общем, пришлось Римме Александровне приглашать другую строительную бригаду, оформлять договор, куда были записаны паспортные данные мастеров, и гарантии, защищающие обе стороны. А если бы еще Римма Александровна зарегистрировала трудовой договор в городской администрации, обе стороны – и работодатель, и наемные работники – просто не смогли бы отказаться от своих обязательств друг перед другом. Так что процедура заключения и регистрации трудового договора между частными лицами необходима обеим сторонам, чтобы не было досадных недоразумений и горьких разочарований от того, что ваш давний знакомый «по знакомству» выполнил свою работу некачественно.

Татьяна ГОРОХОВА

Чтобы вам сделали качественный ремонт, а нанятый вами работник был уверен в том, что его труд будет оплачен, надо заключить трудовой договор.

Устный договор силы в суде не имеет.