Из зала суда

«Зареченская Ярмарка» №26 от 28 июня 2007 г.

ПРОИГРАННАЯ ТЯЖБА

ГЛАВНОЕ, КАКИЕ СОСЕДИ

Садоводы подтвердят: главное при покупке земельного участка под сад-огород – соседи. Если они доброжелательные, порядочные – получай удовольствие от своих соток. Жадные, вредные, злобные – все, жизнь ваша отравлена, даже если сами вы ангельского характера. А если и вы, и соседи стервозны – затяжная война обеспечена, тут уж по принципу «кто кого».

Характер людей, приобретающих участки в коллективных садах, проявляется сразу. Уважаете тех, чьи сотки рядом с вашими, не будете засаживать кустарниками, имеющими способность разрастаться, место, по которому пролегает условная граница (если нет межи). Не допустите взять верх сорнякам, семена которых ветер отнесет соседям. Думая о своем благе, вы должны помнить, что рядом с вами такие же, как вы, работяги, приходящие в свой сад не столько для отдыха, сколько для получения урожая, который кормит их семьи.

ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ

Устинья Семеновна (назовем ее так) приобрела свой участок в одном из коллективных садов по объявлению в газете. Размер 7 соток, что был указан, наличие домика и теплицы ее устраивали. Встретились с хозяином, ударили по рукам, оформили документы. Правда, значились в них не 7 соток, а 6,5. В книжке садовода цифра также разнилась – 6,8 сотки. Тогда Устинья Семеновна значения этому не придала. Однако этот «недосмотр» обернулся годами холодной войны за, как ей казалось, правое дело – водворение в официальные бумаги цифры, с которой она свыклась изначально, - 6,8.

ЗА СЧЕТ САМОЗАХВАТА

Этот коллективный сад организовался более 40 лет тому назад. За долгие годы некоторые участки «приросли». Не оставила исключения и площадь, занимаемая ранее прежними владельцами, 6,5 сотки – за счет самовольного захвата ими земли общего назначения. Но первоначальные правоустанавливающие документы, подтверждающие истинный размер участка, в садоводческом товариществе сохранились. В них черным по белому обозначена цифра 6,5. Поскольку межевание, которое делается по инициативе самих владельцев садов, не проводилось, оспаривать право на самовольно захваченные метры или сантиметры бесполезно. Тем более, что еще в 1992 году была произведена перерегистрация участков всех садоводческих товариществ в черте города с закреплением земли за членами этих товариществ в коллективно-долевую собственность. Каждому были выданы свидетельства. Именно то решение Главы администрации города наша героиня, приобретшая участок через 5 лет после появления этого документа, решила оспорить в суде.

ЗАБОР СНЕСЕН, НО …

В суд она обратилась, потому что общаться с соседом стало невмоготу. Ей казалось, что он посягает на ее площадь. Он же считает, что у соседки растет аппетит. За годы общения между ними выросла граница непонимания, взаимной неприязни.

Он завел живность – ее возмущению не было предела. Появившиеся запахи и мухи не содействовали миролюбию. Все, что о владельце участка думала, высказывала ему в лицо. Тогда он построил забор, чтобы не видеть взбунтовавшуюся соседку. Затаскала его по судам: забор затенял ее посадки и садовый домик. Справедливость все же восторжествовала – забор пришлось снести. Но для полного счастья Устинье Семеновне не хватало немножечко соседской земли, поскольку за постройками очень уж тесновато. К тому же настырно растут кусты, высаженные недругом у условной межи. Она решила претендовать на землю, на которой эти кусты были высажены давным-давно.

АРГУМЕНТОВ НЕ ХВАТИЛО

Итак, новое исковое заявление подано. Чем мотивировала свое право на лишнюю площадь истица? Во-первых, объявлением в газете: в нем прежний владелец указывал площадь продаваемого участка в размере 7 соток. Для суда это не аргумент и не документ, устанавливающий истину. Во-вторых, в членской книжке садовода указана цифра 6,8. Было еще и в-третьих, четвертых… Но для суда главное подтверждение – свидетельство о праве собственности на землю или договор, свидетельствующий, что она приобрела в собственность 680 кв.м. Согласно договору купли-продажи и свидетельства о праве собственности, истица приобрела именно 650 кв.м земли. Справка садоводческого товарищества также подтверждает, что последние 7 лет истица оплачивала членские взносы за землю из расчета 650 кв.м.

ДЕЛО ЗА ПРИМИРЕНИЕМ

Одним словом, исковые требования Устиньи Семеновны Заречный районный суд не удовлетворил. Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда, куда затем обратилась непримиримая воительница, оставила данное решение без изменения. Теперь осталось одно: принять это, успокоиться и найти-таки компромисс с соседом.

Можно только посочувствовать непримиримым сторонам: отравляя жизнь друг другу, они гробят собственное здоровье: ведь нервные клетки не восстанавливаются…

Э.Головырских

Для полного счастья ей не хватало нескольких пядей соседской земли.

Сосед убрал забор, но его кустарники у межи раздражают ее не на шутку.

Не пойти ли на примирение?