Судьба русского языка обработка

«Зареченская Ярмарка» №19 от 10 мая 2007 г.

О, ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ…

2007 год объявлен годом русского языка. Судьба его – тема, которая не может оставить равнодушным нас, россиян, носителей русского языка.

20 лет – ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно увеличивается. Подтверждение тому – изменение русского языка начиная с 80-х годов XX века до настоящего времени. За это время появилось огромное количество новых слов и одновременно исчезли некоторые явления, а вместе с ними и слова. В устной речи стало меньше социальных различий, а индивидуальных - больше. Русская речь вообще стала более разнообразной, поскольку совмещает в себе элементы из когда-то несочетаемых форм языка: например, сейчас многие, в том числе и политики, и так называемые публичные люди стали употреблять жаргонные слова, слова из тюремной лексики. Единственной и, пожалуй, самой ощутимой потерей на этом пути развития речи стала утрата языкового вкуса. Люди перестали ощущать уместность тех или иных слов в своей речи.

Особенно это касается молодежи. Важнейшей особенностью современной молодёжной речевой культуры является распространение молодёжного жаргона или сленга. Сленг – это очень выразительные, ироничные слова, обозначающие привычные предметы. Многим известно, что молодые люди своих преподавателей называют «преподы», родителей – «родоки», вместо «хорошо» говорят «клево», «классно» и т.д. Сленг охватывает практически все области жизни, описывает все ситуации, поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Молодому человеку важно не только “что сказать”, но и “как сказать”, чтобы быть интересным рассказчиком. Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, может использоваться только в неформальном общении равного с равным. Поэтому сленг имеет довольно строгие границы уместности и адекватности.

На недавно прошедшей в УрТК научно-практической конференции с докладом выступила студентка 1 курса МАРИЯ ПОПОВА. Предметом ее исследования стала сленговая речь учащихся. В процессе работы ею вместе с однокурсниками из 1МКп группы были проведены исследования среди старшеклассников Заречного. Было опрошено почти 500 учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов - это больше половины всех учащихся старших классов Заречного. Практически все из них согласны с утверждением, что правильная речь помогает человеку общаться. Трудностей при общении не испытывают 74% девятиклассников, 72% десятиклассников и 64% одиннадцатиклассников.

В то же время положительно относятся к сленгу 53% 9-тиклассников, 71% 10-тиклассников, 54% 11-тиклассников. Однако 11-тиклассники более серьёзно относятся к чистоте своего языка. 15% из них вообще не употребляют сленг, в то время как среди 9-тиклассников таких гораздо меньше – всего 5%, среди 10-тиклассников – 3%. В школе с учителями и в общественных местах следят за своей речью 63% 9-тиклассников, 84% 10-тиклассников, 81% 11-тиклассников.

Большая часть 11-тиклассников задумывается о том, что выбор слов для общения зависит от ситуации: 92% из них следят за своей речью. Подавляющее большинство всех опрошенных хотят, чтобы их устная речь была правильной и выразительной. А вот в получении знаний о культуре речи нуждается лишь половина из них.

На основании собранных сведений М.ПОПОВА делает вывод, что старшеклассники не испытывают трудностей при общении, спокойно относятся к сленговой речи и сами ею пользуются. В целом более половины опрошенных пользуются сленгом в определенных обстоятельствах. И хотя подавляющее большинство не испытывает трудностей при общении, ученики отмечают, что для них важно умение правильно выражать свои мысли. В качестве решения проблемы культуры речи сами учащиеся предложили ввести в учебную программу курсы по риторике, сценической речи, увеличить количество уроков русского языка. Хотя, наверное, можно просто больше читать хорошей литературы и смотреть канал «Культура».

По материалам доклада Т.Горохова