Покупатель всегда прав?

«Зареченская Ярмарка» №19 от 10 мая 2007 г.

ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ ?

«Я купил пакет на подключение к сотовой связи. Подключить не удалось: SIM - карта не работает. Я обратился в магазин, его сотрудники созвонились с оператором связи, и оказалось, что моя карта у них просто не зарегистрирована. Директор магазина предлагает мне самому ехать в Екатеринбург в офис оператора связи и разбираться там, поскольку магазин только продает карты, а ответственность за них не несет. Мне сложно выбраться среди рабочей недели в Екатеринбург, да и проезд туда и обратно будет стоить дороже, чем сама SIM- карта. Мне дешевле просто выбросить карту. Прав ли директор магазина, отказавшись принимать у меня дефектную карту?»

Товар - это любая вещь, реализуемая потребителю по договору купли - продажи. SIM-карта – это тоже товар, хотя и специфический, но товар, и поэтому к SIM-карте применяются все положения закона, устанавливающие требования к качеству товара и закрепляющие за потребителем права, возникающие у него в случае приобретения товара с недостатками. Объем прав и порядок предъявления претензий по недостаткам SIM- карты такой же, что и в случае с другими товарами: потребитель вправе по своему выбору потребовать замену, уценку SIM- карты или возврат ее стоимости. При этом продавец имеет право провести проверку качества SIM- карты, выяснить причину ее неисправности. Возможно, что причина неисправности не является производственной, а возникла в результате неправильного использования SIM - карты самим потребителем.

Кроме того, статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право самому решать, к кому предъявить претензии - к предприятию торговли, где он приобрел товар, или к изготовителю товара. В данном случае потребитель решил обратиться с некачественным товаром в магазин, а магазин, отказавшись принять неисправную SIM-карту, уклонился от обязанности, возложенной на него законом, и переложил все хлопоты по решению проблемы на потребителя, нарушив тем самым его права.

В некоторых случаях самостоятельное обращение к оператору связи действительно может ускорить и упростить решение вопроса с возвратом или заменой SIM-карты, а закон предусматривает право потребителя требовать возмещения всех убытков, возникших в связи с возвратом, заменой или уценкой дефектного товара. Но в любом случае решение вправе принимать только сам потребитель и никакое навязывание здесь недопустимо.