Мсч брифинг

«Зареченская Ярмарка» №13 от 29 марта 2007 г.
22 марта, пожалуй, впервые за последние 10 лет, руководство МСЧ-32 пригласило журналистов зареченских СМИ для совместного обсуждения проблем медсанчасти

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОЧЕМУ ЗАРЕЧЕНЦЫ ЕДУТ

ЛЕЧИТЬСЯ В ЕКАТЕРИНБУРГ?

22 марта, пожалуй, впервые за последние 10 лет, руководство МСЧ-32 пригласило журналистов зареченских СМИ для совместного обсуждения проблем медсанчасти. Идея проведения этого мероприятия принадлежит новому руководителю МСЧ В.О. ПОПОВУ. Тема "круглого стола" не менее актуальна: "Почему пациенты уезжают лечиться в Екатеринбург и как сделать МСЧ №32 привлекательной."

Хочу заметить, что этот вопрос поднимается публично первый раз за всю историю МСЧ, хотя общеизвестно, что многие зареченцы уже давно предпочитают пользоваться услугами екатеринбургских медиков. Такую открытость можно только приветствовать и надеяться, что мнение общественности поможет нашим медикам разобраться в ситуации.

Виктор Олегович считает одной из причин создавшегося положения недостаточную информированность населения о сегодняшних возможностях медсанчасти. "А отток пациентов, - говорит руководитель МСЧ, - в конечном итоге может негативно сказаться на работе медсанчасти - произойдет сокращение коечного фонда".

Для участия в круглом столе были приглашены все руководители высшего звена медсанчасти: Анатолий Алексеевич БЫКОВ, заместитель начальника МСЧ по клинико-экспертной работе; Ирина Анатольевна Суконько, заместитель начальника МСЧ по лечебной работе; Валентина Григорьевна Быкова, заведующая оргметодотделом МСЧ и горздравотделом администрации; Тамара Ивановна Белоусова, главная медицинская сестра МСЧ-32.

Готовясь к этой встрече, наша газета по обращениям читателей проанализировала причины, которые называют зареченцы, предпочитающие лечиться в столице Урала. Их оказалось несколько. На первом месте - недовольство талонной системой и очередями, в которых пациенты, порой, теряют много времени.

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: ОЧЕРЕДИ

Действительно, такая проблема существует, и с ней согласились руководители МСЧ. "То, что сейчас происходит в поликлинике, - сказал В.О. Попов, - это, по большому счету, недопустимо". Но, по словам медиков, существуют и объективные условия для создания очередей. Например, талонная система, как оказалось, навязана "сверху".

Вот что рассказала Светлана Васильевна КЛИМЕНКО, заместитель начальника МСЧ по поликлинической работе:

- В прошлом году мы вступили во второй этап реформирования амбулаторно-поликлинической службы по приказу областного министерства. Одним из условий этого эксперимента было обозначено введение талонной системы. Этот же приказ определил, что в первую очередь принимаются острые больные с температурой, с болями в сердце, участники и инвалиды войны, беременные. Естественно, при такой организации больным с талонами приходится задерживаться.

Это мнение поддержал А.А. БЫКОВ:

- Проблема очередей создана не только медиками, но и государством. В среднем на прием к доктору идет 70-80% людей, которые по закону имеют льготный статус внеочередного обслуживания. И если раньше в поликлинике была самозапись (возможно она кому-то больше нравилась), то ввести талонную систему нас обязали - это одно из условий работы поликлиники в системе обязательного медстрахования. В результате не только наша, но и другие поликлиники, вынуждены сталкиваться с проблемами очередей.

Ещё одной объективной причиной, из-за которой создаются очереди можно назвать отсутствие достаточного количества медицинских кадров.

С.В. КЛИМЕНКО:

- На 30 тысяч населения у нас работает 9 участковых. С учетом того, что они - тоже люди (болеют, учатся) ежедневно больше пяти в работе не бывает. По нормативам на каждом участке у одного терапевта должно быть 1700 пациентов, а у нас в настоящее время - 2500 человек! По идее нам необходимо не 9 терапевтов, а 13.

А.А. БЫКОВ:

- Ещё один момент, который оказывает существенное влияние на создание очередей - устаревшие временные нормы обслуживания. Например, хирургу положено всего 8 минут на прием одного пациента в поликлинике, терапевту - 12, окулисту тоже около 8, а ведь ему необходимо успеть провести инструментальный метод исследования! Но до сих пор расчет количества талончиков в час ведется по нормативам времени 1980 года и естественно доктор физически не может уложиться в отпущенное время!

В качестве выхода из создавшегося положения наши медики планируют проанализировать каждое направление и отказаться от талонной системы там, где это возможно, оставив лишь самые необходимые медицинские сферы (рентген, например).

И ещё: Виктор Олегович считает, что сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда "пациенты нам диктуют, к какому специалисту им идти". В ближайшее время эта система тоже будет изменена: ни один пациент, выставивший себе диагноз самостоятельно и требующий в регистратуре направление к узкому врачу-специалисту, больше этого делать не будет. Все направления будет выписывать участковый терапевт или цеховой врач.

Как дополнительный способ внеочередного попадания на прием (особенно для работающих и обеспеченных зареченцев) можно было бы предложить опыт областной больницы, где за 150 рублей специальная медсестра проводит спешащих пациентов по всем нужным кабинетам вне очереди. Однако, руководители МСЧ-32 высказались против этой идеи, считая, что необходимо учитывать менталитет населения, нельзя делить людей на "блатных" и чужих. Учитывая социальный аспект, большинство пациентов, по мнению медиков, не могут позволить себе роскошь заплатить 150 рублей за прием к врачу без очереди.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: КАДРЫ

Второй причиной нежелания лечиться в нашей медсанчасти, читатели "Ярмарки" называют нехватку узких специалистов, а также недостаточную квалификацию (когда врач не может поставить или неверно определяет диагноз) медперсонала. Кроме того, некоторые зареченцы утверждают, что на приеме ощущают равнодушие к своим проблемам. Морально это угнетает и влечет за собой недоверие к врачу.

Действительно, кадровый вопрос, пожалуй, самое больное место нашей МЧС. Физически, она укомплектована всего на 55%. Но в этой области, возможно, нас ждет настоящий прорыв.

Как утверждает руководитель МСЧ сейчас отдел кадров подбирает врачей из ординатуры и интернатуры, ведется работа по отбору на льготное обучение в медицинской академии выпускников зареченских школ. В ближайшее время в нашем городе появится сосудистый хирург, эндогинеколог, уролог высшей категории, приедет хирург из Волгограда. С июня приступит к обязанностям врач общей практики, должен появиться ещё один терапевт.

Администрация города тоже не остается в стороне от этой проблемы и предпринимает необходимые усилия для выделения жилья вновь прибывающим специалистам. Так что, жителям нашего города остается немного подождать, со временем кадровый вопрос может быть решен.

А вот с мнением читателей о недостаточной квалификации медперсонала, руководство МСЧ категорически не согласилось. "Все заведующие подразделениями имеют высшую категорию, все сестры - профессионалы. У нас санитарочки есть с высшим образованием! Но практика показывает, - говорит Виктор Олегович, - что жители Заречного едут в Екатеринбург, не смотря на то, что нужные им специалисты есть в нашей медсанчасти. Причин этому несколько. Первое - неинформированность населения, второе - их избалованность, третье - возможно - лишние деньги жгут карман. 85% пациентов уезжают в Екатеринбург по линии добровольного медстрахования, хотя могут получить эту услугу бесплатно (по линии обязательного страхования). Недавно один пациент даже угрожал судом: хотел получить направление, собираясь ехать оперировать варикозную болезнь за деньги не смотря на то, что здесь, в его родном городе это можно сделать бесплатно: высшая категория у врача-специалиста, наличие инструментов и операционной. Созданы все условия!"

Недоверие зареченцев В.О. Попов отнес, скорее, к вопросам этики. За недостаточность квалификации, по его мнению, принимается недостаток времени, уделяемого пациентам. Заместитель начальника МСЧ по клинико-экспертной работе поддерживает эту позицию и считает, что население нашего города подменяет понятия: за недостаточную квалификацию принимает удовлетворенность пациента от оказанной услуги. "Квалификация медиков в любой больнице неоднородна, - говорит Анатолий Алексеевич, - к тому же медицина - наука эмпирическая. Поэтому ничего особенного нет в том, что специалисты МСЧ направляют пациентов на дообследование в специальные медучреждения."

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: ЦЕНЫ

Ещё одной причиной, по данным нашей газеты, можно считать более высокие, по сравнению с Екатеринбургом, цены на некоторые услуги МСЧ-32. Однако и с этим мнением читателей, руководители медсанчасти не согласились. Заместитель по коммерческим вопросам Е. А. КАЛИНИНА считает, что по сравнению с городскими клиниками, у нас цены ниже. "Я лично сама постоянно получаю цены, рекомендованные областью. Ведется их анализ. На самом деле цены по всем услугам нашей медсанчасти ниже," – утверждает Евгения Александровна.

А.А.Быков резонно заметил, что цена на одну и ту же медицинскую услугу не может быть одинаковой, ведь любая цена складывается из разных по уровню зарплат, накладных расходов и коммунальных платежей:"Мы направляем свои расчеты экономистам в ФМБА, которые не стали бы утверждать нам необоснованные цены."

ПРИЧИНА ПОСЛЕДНЯЯ: КАРТОЧКИ

На последнее место в ряду факторов, которыми недовольны читатели нашей газеты, можно отнести постоянную потерю карточек в регистратуре: "Как ни придешь в больницу, всё время не могут найти карточку. Ждешь по 15-20 минут, а ведь сзади очередь и если каждому так долго искать, что же получится?"

Говорит Светлана Васильевна КЛИМЕНКО:

- Действительно, в течение года поликлиника находилась в состоянии ремонта, не было возможности разложить карточки - все они находились в коридоре. Но сейчас мы навели строгий порядок: все карточки по участкам (не по организациям, как было раньше) и теперь значительно уменьшилось количество жалоб. Хотя, есть и ещё одна объективная причина такого положения: в конце 80-х, начале 90-х годов был издан Приказ о раздаче карточек больным на руки. Через 17 лет с 2003 года при переходе к страховой медицине вышел другой Приказ - вернуть все карточки в поликлинику. Теперь нам запрещено выдавать карточки на руки. Психологически людям очень трудно с этим свыкнуться, но мы делаем всё, что от нас зависит.

*******************

В заключение встречи была проведена экскурсия по стационару. Честно говоря, многое из увиденного стоит отдельного разговора. В силу обстоятельств, я, например, не была в больнице уже лет десять и увиденное приятно удивило. Но об этом - в следующих выпусках газеты. А в качестве небольшого штриха к вопросу о квалификации персонала отмечу: во время посещения терапии ко мне подошел светловолосый улыбчивый больной, попросил сфотографировать и поблагодарить через газету сестричек, которые "уж очень хорошие. Так хорошо уколы делают!" Выполняя его просьбу выражаем благодарность процедурным сестрам терапевтического отделения Егоровой Э.М., Рычковой К. Ю., постовым сестрам: Опальковой С.В., Жихаревой Л.П., Кузяевой И.А., Марамзиной И.А., Морозовой О.И., Пайвиной А.Н., Сабитовой Г.М., за душевное тепло, которое они дарят пациентам и за их благородный труд. Думаю, что таких слов достойны все наши медики.

Татьяна Ладейщикова