Серая ифнсстатья10

«Зареченская Ярмарка» №10 от 08 марта 2007 г.
«СЕРАЯ» ЗАРПЛАТА

“СЕРАЯ” ЗАРПЛАТА

Уже в самом названии единого социального налога заложена его огромная социальная значимость, поскольку своевременная и полная уплата этого налога позволяет государству обеспечивать жителей нашей страны пенсиями, социальными пособиями, услугами по социальному страхованию, бесплатной медицинской помощью.

Из чего же складываются поступления единого социального налога? Налоговая база соответствует размеру выплат работодателя физическому лицу по трудовым и гражданско-правовым договорам. Прослеживается такая взаимосвязь: от размера доходов, полученных физическим лицом от работодателя, зависит размер суммы, поступающей в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды. Налог не уплачивается, если работники получают так называемую “серую” неофициальную заработную плату или “зарплату в конвертах”. Лишаются социальных гарантий и возможности защиты своих трудовых прав и работники, с которыми работодатели не заключают трудовых договоров (контрактов). Выплаты таким работникам, как правило, не учитывают обязательный районный (уральский) коэффициент, и также как зарплата по “черным” ведомостям, не учитываются в накопительной части пенсионного обеспечения работника.

В связи с этим, выплата “серой” заработной платы – это головная боль не только налоговых органов и других контролирующих государственных структур. Переживать стоит и самим работникам, получающим “зарплату в конвертах”. Поскольку страдают не только бюджет и внебюджетные государственные фонды, недополучающие налоговые поступления, но и конкретные работники, которые в перспективе смогут рассчитывать лишь на мизерные пенсии. В случае выплаты “серых” зарплат работодатель не производит отчислений из зарплаты конкретного работника в Пенсионный фонд на индивидуальный лицевой счет, что в перспективе приведет к значительному уменьшению размера пенсии. Кроме всего, низкий уровень официальной заработной платы не позволяет организовать финансирование бесплатного медицинского обслуживания и обеспечение бесплатными лекарствами, оплату больничных листов.

Федеральная налоговая служба со своей стороны делает конкретные шаги для решения этой проблемы. Организация контрольной работы по выявлению и пресечению схем ухода от налогообложения единым социальным налогом, в том числе “конвертной” схемы, и, как следствие, “теневой” зарплаты становится одним из приоритетных направлений деятельности службы.

Для повышения эффективности контрольных мероприятий специалисты налоговых органов действуют не наугад. Выявлению организаций, руководители которых предпочитают “экономить” на налогах столь недостойным путем, предшествует всесторонний анализ информации, имеющейся в распоряжении налоговых органов Свердловской области.

Для реализации полученной информации, выявления и пресечения фактов уклонения от уплаты единого социального налога создана рабочая группа по организации выявления “теневой” части заработной платы, куда наряду с налоговыми органами входят представители пенсионного фонда, прокуратуры, органов внутренних дел.

Межведомственные комиссии (рабочие группы) по вопросам легализации “теневой” зарплаты и обеспечения полноты поступлений единого социального налога работают с 2006 года.

На заседаниях комиссии работодателям разъясняется социальная ответственность за сокрытие заработной платы, занижение уплаты налогов, в том числе единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Уже сам по себе вызов работодателя на заседания указанных комиссий - достаточно эффективная мера административного воздействия, заставляющая повышать официальный уровень заработной платы хотя бы до прожиточного минимума.

За 2006 год было проведено 35 заседаний комиссии. Был приглашен 281 работодатель, выплачивающий заработную плату своим работникам ниже прожиточного минимума. В результате 191 приглашенный работодатель повысил официальную заработную плату своих работников. Работа комиссий продолжается.

Решить проблему выявления и недопущения выплаты неучтенной заработной платы возможно только совместными усилиями правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, органов местного самоуправления при активном участии общественности.

Одним из источников информации для проведения налоговыми органами контрольных мероприятий в случаях выплаты работодателями “теневой” заработной платы являются тревожные сигналы, поступающие от граждан.

Работодатели должны помнить, что применение “конвертных” схем выплаты заработной платы влечет за собой соответствующее наказание. В случаях выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда предусмотрена административная ответственность работодателей. По нормам статьи 2 Трудового кодекса РФ в основе трудовых отношений лежит принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование и не ниже установленного минимального размера оплаты труда. В случаях нарушения этого принципа на должностных лиц работодателя государственной инспекцией труда может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 рублей (статья 5.31, пункт 1 статьи 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях; статья 5 Федерального закона 82-ФЗ от 19.06.2000 “О минимальном размере оплаты труда”).

Кроме того, ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за неуплату или не полную уплату сумм единого социального налога, а также за неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц предусмотрена статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации. При выявлении данных нарушений штрафные санкции предъявляют налоговые органы.

На официальном web-сайте Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области www.r66.nalog.ru размещена информация о номерах телефонов “доверия” в инспекциях по городам и районам, куда можно обратиться с информацией о фактах выплаты заработной платы “в конвертах”.

Обо всех случаях выплаты заработной платы “в конвертах” и нарушениях прав работников предлагаем обращаться в Инспекцию по телефонам: 2-26-35, 2-27-45. Полученная информация будет использована специалистами налоговых органов при проведении проверок.

Межрайонная ИФНС №18