Новый год: как это было. Вспоминают ветераны

«Зареченская Ярмарка» №52 от 28 декабря 2006 г.
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

НОВЫЙ ГОД. КАК ЭТО БЫЛО. ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ

У людей старшего возраста самые светлые и радостные праздники – День Победы и Новый год. В их жизни тесно переплелись война, радость наступления Мира и Надежда на лучшее будущее. Какие самые яркие события в их памяти из тех далеких лет связаны с Новым годом, как собираются встречать нынешнюю Новогоднюю ночь?

Об этом я попыталась узнать у некоторых из них.

Липилина Матрена Григорьевна. Узница фашизма; прошла немецкие концлагеря в Данциге, Грауденсе. Затем была продана в рабство немецкому бауэру, у которого, кроме русских. Работали англичане, поляки.

Запомнилась украшенная яблоками елка у хозяина, которую краешком глаза удалось увидеть в окне дома. Место же самой Матрены было в хлеву, где она жила и где ухаживала за хозяйской живностью. В ночь на новый 1945 год бауэрша угостила своих рабов печеньем. Победа уже рвалась в их двери: 25 января Советская Армия освободила узников.

Сегодня Матрена Григорьевна Липилина живет в радостном ожидании детей и внуков, которые придут поздравить их с мужем в предновогодний вечер. Потом снова праздник - сыну исполняется 50 лет (из них 29 работает на БАЭС). При первой же возможности стремится под материнское крыло старшая дочь, почти 40 лет работающая в УПИ. Не приедет вторая дочь, но у нее предновогодние хлопоты: после 30 лет проживания в Норильске вместе с семьей переезжает в Санкт-Петербург.

В Новый год Липилины старшие отметят еще одну дату: в Заречный они приехали 50 лет назад.

Соколов Юрий Алексеевич, зам. председателя горсовета ветеранов. В памяти запечатлелся конец декабря голодного послевоенного 1946 года. Ему было пять с половиной лет. Мать разбудила в 6 утра, отвела к хлебному магазину. Поставила в очередь, попросив женщин присмотреть за ним. Вручила деньги и хлебные карточки, а сама побежала на работу. Перед открытием торговой точки подъехали две машины. Грузчики – пленные немцы – стали грузить поддоны с… белым хлебом. Очередь ахнула, так давно люди не видели его. Наконец двери открылись и для них. Продавец отрезала часть талонов, протянутых ей Юрой, отсчитала сдачу и вернула ему вместе с двумя буханками хлеба, одна из которых была белой. Радости не было предела. Летел домой, не чуя ног – будет дома настоящий праздник: без елки, без игрушек, но зато с белым хлебом! Правда, пока бежал, их холщовой сумки по кусочку отковыривал от горбушки – не заметил, как съел корку. А когда стал вынимать из сумки бесценный груз, обнаружил, что ни сдачи, ни талонов нет. Отчаявшись, отправился обратно. «Нет, малыш, в магазине ты их не терял», – грустно сказала продавец. Но недалеко от дома нашел-таки пропажу, словно фея подарила ему эту сказку со счастливым концом. На всю жизнь осталось это воспоминание в сердце.

Пустовалов Анатолий Иванович, участник Великой Отечественной войны. Служил в Москве в зенитной части. Был командиром орудийного расчета. Его батарея располагалась на территории таганского парка. Зона обстрела вражескими самолетами – Красная площадь, завод имени Сталина, шарико-подшипниковый завод. В морозном ночном небе – лучи прожекторов, дающих наводку нашим зенитным орудиям. Смена – через каждые 4 часа. Есть передышка – чистят пушку. Напряжение огромное. Выжить, не допустить фашистов к сердцу Родины – эти мысли занимали защитников Москвы.

Сегодня, глядя в предновогоднее звездное небо, в которое через несколько дней пиротехника запустит многоцветные салюты, он вспоминает те тревожные ночи, московское небо, которое расстреливал ради сегодняшних радостных и счастливых улыбок детей и взрослых.

Новый год фронтовик с супругой встретят в кругу самых близких людей. Поднимут тосты, обязательно споют под баян, на котором играет глава семьи. У него и голос замечательный. Гармошку освоил, когда было всего-то шесть годков. Потом приобрел баян, с ним не расставался всю войну. Поменял на аккордеон старшего брата, с которым тот дошел до Берлина (сейчас этот инструмент в городском краеведческом музее).

Шутова Клавдия Васильевна, труженица тыла. В семье сохранилась фотография 1936 года – празднование елки в детском саду. Все костюмы из марли и ваты. Бедно. Но все беззаботно счастливы. В годы войны для детей пытались создавать праздники. Самое яркое впечатление из тех лет – елка в клубе, где Клаве вручили бумажный кулечек, в котором оказался подсахаренный крахмал. По тем временам это была такая вкуснотища! К новогодним праздникам вместе со взрослыми готовили подарки бойцам – вязали носки, варежки, шили и вышивали кисеты и отправляли на фронт.

Нынешний Новый год Шутова К.В. проведет с близкими и родными. Стол, как уже многие годы, будет накрыт празднично и хлебосольно. А 8 января отметит праздник со своим хором ветеранов, которому в декабре исполнилось 12 лет, на очередном заседании клуба «Взор».

Волонина Мария Александровна, председатель Ассоциации жертв политических репрессий. Детство ее прошло в деревне, куда вся семья переехала к ссыльному отцу. В 1942 году по ложному доносу отца арестовали, обвинив в шпионаже, и расстреляли. Их, детей, было шестеро. После войны не стало легче. Кто-то из соседей донес на мать, что она меняет вещи на зерно. Но ораву такую надо было как-то кормить! Отправили ее в тюрьму на 10 лет. 18-летняя старшая сестра заменила им и отца, и мать.

С высоты прожитых лет Мария Александровна с неприязнью относится к нынешним нытикам, жалующимся на жизнь. А ведь в новогодние дни столы их ломятся от яств. Не пережили тех невыносимо трудных лет, а ей есть с чем сравнить. В голодные времена ни елок, ни игрушек позволить себе не могли. Только в 1952 году в семье устроили елку, нарядив самодельными игрушками. А настоящую, красиво наряженную, впервые увидела в 1946 году – у зажиточной соседской семьи, которая никогда никого не впускала к себе. Из окна светящиеся гирлянды были видны, но так хотелось посмотреть вблизи! И она впервые соврала: войдя в квартиру соседей, сообщила им, что из их сарая вышел какой-то мужчина. Хозяева ринулись на улицу, а она глаз не могла оторвать от неземной красоты – мигающих огоньков на елке.

Помнит и кусочек хлеба, посыпанный сахаром, - небывалое лакомство, выданное на новогоднем празднике в школе. И никогда не забудет ту манную кашу на воде, на которой красовалась ложечка варенья. Это было роскошеством.

Предстоящую новогоднюю ночь Волонина М.А. с мужем отпразднуют с детьми и внуками, которые уже заказали фирменные блюда хозяйке – мясо с редькой, жюльен из грибов и рулет из горбуши. Пальчики оближут!

**

Фейерверк чувств испытают мои герои и их сверстники в праздничную ночь: расцвеченные в мирном небе огни напомнят о былом. Но память эта будет светла и мудра. Жизнь все-таки прекрасна, несмотря ни на что!

Э. Головырских