Размышление на тему: такое разное одиночество…

«Зареченская Ярмарка» №45 от 09 ноября 2006 г.
Такое разное одиночество…

РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ

Такое разное одиночество…

На одном из авторских вечеров ко мне обратилась пожилая женщина с очень грустными глазами и необычной фразой: “Напишите, пожалуйста, об одиночестве, а то всё о любви, да о цветочках разных…” Дома я подумала, разложила свои наблюдения по полочкам и решила написать. Очень уж запомнились мне эти глаза, в которых, казалось, застыла вся скорбь земли нашей. Прежде всего, пришло на память изречение великой актрисы Фаины Раневской: “Если у тебя есть человек, которому можно рассказать свои сны, ты не имеешь права считать себя одиноким”. А если нет такого человека?

Напишу о нескольких людях нашего города - совершенно одиноких. Их имена изменены, всё остальное - на ваше усмотрение.

Раз в неделю Нина Васильевна встаёт рано, чуть свет, нагружает сумку едой, приготовленной с вечера, и спешит на белоярский автобус. Народу много, но ей почему-то всегда уступают место. То ли сумка тяжела, то ли в лице что-то такое… Короче говоря, садится, привычно выходит на остановке.

На тракте дом в два окошка, и ждёт её там пацан Валерка, десяти лет от роду. Он - инвалид с детства, сидит в коляске, ногами шевелит плохо, страдает нервным тиком и речью, понятной только одной бабе Нине. Валерка сам открывает дверь и сразу тянется к сумке. Там его любимые пироги с черёмухой, книжки-раскладушки с картинками и пластилин, чтобы лепить разные смешные фигурки.

У Валерки есть опекун – родной брат. Не сдал он Валерку в инвалидный дом, когда родители скончались в одночасье от палёной водки. Но брат работает, приходит поздно вечером и баба Нина уже два года добровольно шефствует над мальчонкой. У неё и огород отсюда неподалёку, а общаться бабе Нине с мальцом – одна радость. Пока тот рассматривает картинки и лепит свои фигурки, баба Нина стряпает борщ, кормит Валерку и кошку Варвару. По своему что-то, приговаривая, массирует мальчишке ноги и пытается поставить его на пол. Удобств в доме – никаких, сажает Валерку на ведро, обтирает тёплой водичкой. Когда он начинает после обеда задрёмывать, баба Нина делает в тазу постирушки и развешивает бельишко возле тёплой печки. На душе у неё спокойно и благостно. Когда опекун где-то задерживается, она остаётся ночевать, и долго беседует с Валеркой, пытаясь разобраться в его булькающей, путаной речи.

* * *

Каждый год одинокий пенсионер Фёдор Константинович привозит себе новую сожительницу из дома отдыха или санатория. Привозит покрасивее, да помоложе, отвергая робкие попытки соседки Ларисы Глебовны как-то обустроить и наладить его холостяцкий быт.

Лариса Глебовна тоже одинока, слегка прихрамывает, но женщина довольно привлекательная и доброты необыкновенной. После очередного выдворения курортной пассии, причём с громким скандалом и даже битьём посуды, Лариса Глебовна тихо жалуется мне и даже читает стихи собственного сочинения об одиночестве, непонятной душе и замирающем сердце.

Дня через два она снова хозяйничает в доме любвеобильного пенсионера. Иногда они прогуливаются по Таховскому бульвару. Впереди важно вышагивает вальяжный Фёдор Константинович, а на некотором расстоянии, соблюдая субординацию, тихонько ковыляет Лариса Глебовна с застывшей обидой на лице.

Мне очень жалко её. Я всей душой ненавижу этого самовлюблённого бонвивана, который даже во время эпидемии гриппа оскорбляет, ухаживающую за ним женщину. Наконец, заболевает и она, но не уходит, а ложится на диван напротив своего кумира. За лекарством же отправляюсь я - тоже одинокая женщина…

Ближе к лету я вновь вижу Фёдора Константиновича с большой дорожной сумкой. Он ждёт у подъезда такси, чтобы отбыть в санаторий. История повторяется.

* * *

Друзья называют Алечку “электровеником” за её необычную способность успеть везде и всем помочь. Дома её никогда не застать. Она и в комитете солдатских матерей, и в хоре ветеранов, да ещё и старшая по дому – гроза заблудших выпивох и шумных молодёжных компаний. Горя у Алечки было предостаточно. Умер от рака лёгких муж, единственный сын провалился под лёд во время весенней рыбалки и утонул. Поседела Алечка, как-то вся усохла и посвятила себя служению людям.

Всё время встречаю её на разных выставках, творческих литературных вечерах. Она и прекрасный собеседник, и активный участник и слушатель…

* * *

В памяти всплывают скорбные глаза той женщины, которая просила меня написать об одиночестве. Прочтёт ли она мои заметки, поймёт ли простую истину, что нигде не найти покоя тому, кто не нашёл его в себе. Не буду спорить - порой одиночество также необходимо разуму, как воздержание в еде телу, но суметь не попасть в его тенёта – это уже глубоко личное дело и каждый должен найти нить Ариадны, которая поможет выбраться из лабиринта, именуемого одиночеством.

Л. Киценко