Аэрография – это престижно

«Зареченская Ярмарка» №41 от 12 октября 2006 г.
АЭРОГРАФИЯ – ЭТО МОДНО И ПРЕСТИЖНО

АЭРОГРАФИЯ – ЭТО ПРЕСТИЖНО

“ На серые пески семь рек прольется бурных.
Распустятся цветы невиданных полей.
И сказочный Дракон в доспехах изумрудных
Окрасит в цвет огня бока стальных коней.
И струи воздуха мне кистью тонкой станут”

Начинаю эту статью с трепетом. Аэрография лично для меня - вторая жизнь. Но для начала расскажу, что это такое.

Аэрография – искусство нанесения изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Для этого служит специальное приспособление – аэрограф, “воздушная кисть”.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Принцип распыления – не современное изобретение. Ещё в 1879 г. эксцентричный ювелир из штата Айова (США) Эбнер Пилер при помощи ложки, иглы от швейной машины, согнутой отвертки, старых паяльных трубок и гнутого металла, скрутив все это вместе на нескольких деревянных брусках, собрал первый аэрограф. Соединив его с собственным запатентованным ручным воздушным компрессором, он назвал это устройство так: “распределитель краски” для живописи акварелью и других художественных целей.

Чуть позже предприимчивые коммерсанты выкупили права на это изобретение, и началось настоящее развитие “живописного” бизнеса, который распространился по всему миру. Были открыты даже специальные школы искусств для обучения аэрографии.

До 20-х годов прошлого столетия аэрограф использовался главным образом фотографами для ретуши, раскрашивания черно-белых снимков, добавления новых деталей или изменения пейзажей. Бум аэрографии начался на коммерческом фронте. Рисовали плакаты, афиши, рекламные картинки в модные журналы, отраслевые изображения: технические рисунки, где необходима фотографическая точность, и иллюстрации к медицинским изданиям, наглядные пособия для медицинских учреждений, в которых зрителю важно передать осязаемость, форму живой ткани.

Существует легенда о том, как аэрография пришла в живопись. Где-то в 1936 г. лидер американских авангардистов Джон Полак с другом, будучи в дороге, сломался. Автомобиль оттащили в мастерскую, и там Джон увидел, как маляр красит автомобиль краскораспылителем. Тогда к нему пришла мысль попробовать так писать картины. Он купил у маляра пистолет, компрессор, отвез все это в свою мастерскую и начал рисовать картины. Теперь их можно увидеть в Нью-Йоркском Метрополитен музее. Студия Walt Disney использовала аэрограф при создании фонов в анимационных фильмах, а в 1940 г. он был использован при создании Пиноккио, чтобы сделать огни и тени более реалистичными. С тех пор эта техника играла большую роль в мультипликации.

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ – НА ГОНОЧНЫХ МАШИНАХ

Первые рисунки появились на гоночных машинах. Помимо номеров и эмблем спонсоров, на кузова болидов начали наносить различные символы (возможно, для устрашения соперников). Затем на них появились изображения трофеев, завоеванных данным автомобилем или командой, специальные отметки о количестве побед в гонках и т. д. Очень быстро владельцы обыкновенных машин обратили внимание на возможность раскрасить автомобиль в соответствии со своими вкусами.

Первые такие автомобили появились в 20-х годах ХХ века в США. Поначалу рисунки были простыми и состояли из двух-трех цветов. Это были в основном различные стилизованные изображения – факелы, летящие птицы или бегущие лошади. Постепенно тематика и стилистика изменились, техника усложнилась. Бум на разноцветные авто пришелся на послевоенные годы. И особенно много таких машин появилось в “хипповые” 60-е годы. Любой уважающий себя последователь этого стиля жизни считал своим долгом “освятить” свой автомобиль как минимум трилистником, а чаще натюрмортом из цветов, трав, животных, голубей и т. д.

В Европе этот вид искусства появился в 80-е годы, в России – несколько лет назад. Началось все с имитации аэрографии наклейками змей, орлов и т. п. Затем самые отчаянные решились на раскраску своих авто под зебру, черепаху, жирафа и т. д. Но и тогда это была только кисть. Потом кое-где в гаражах появились умельцы, которые по трафаретам с краскопульта напыляли драконов, орлов и т. д. Более смелые попытки делали граффити. И лишь в 1994 г. в Москве появился первый, как принято считать, мастер художественной автомобильной росписи – Ильнур Мансуров.

За несколько лет российская аэрография прошла большой путь “взросления”. Если первые рисунки были нарочито резкими, яркими и броскими, то сейчас принято соблюдать цветовой баланс и добиваться гармонии с общим тоном автомобиля. Кроме того, мастера автоаэрографии стали уделять больше внимания формам, линиям, изгибам автомобиля. Отдельный рисунок на двери или капоте уже не считается полноценным произведением. Высшее искусство – создание законченного образа.

Большой популярностью пользуются репродукции известных картин. На отдельных элементах автомобиля – капоте, крыше, дверях и крыльях – можно увидеть портрет самого водителя, его жены, любимой девушки и даже портрет президента.

С каждым годом таких автомобилей становится все больше. И если человек решил “пометить” свой автомобиль для своеобразной защиты от угона, то, возможно, он и сам может “намалевать” что-либо. Но если речь идет о чем-то большем, то лучше довериться профессионалам.

Маюрова Дарья.

В следующем номере “Ярмарки” я расскажу о том,

как развивается искусство аэрографии в нашем городе, сколько это стоит и возможны ли проблемы с ГИБДД.