Проблема: “дорогие” мои старики

«Зареченская Ярмарка» №37 от 14 сентября 2006 г.
Каждое утро проходила по двору старушка, чистенькая, аккуратненькая

Проблема

“ДОРОГИЕ” МОИ СТАРИКИ

Каждое утро проходила по двору старушка, чистенькая, аккуратненькая. Водила в садик то ли внука, то ли правнука. Год ходила, другой, третий… Привыкли к ней, к тому, что она не переставала ругать маленького спутника, видимо, вымещая на нем всю свою нелегкую жизнь. Привыкли, как привыкают ко всему: к домам, деревьям, погоде. В любую погоду, в дождь, снег, жару, рано утром идут по двору две маленьких фигурки – старушка и мальчик…

И вдруг что-то изменилось: нет старушки, не видно мальчика. Вырос, наверное, в школу пошел, самостоятельным стал, - думали соседи. Поговорили и забыли… До тех пор, пока дворовые мальчишки не узнали, что живет бабушка … в лесу, в шалаше… Мальчишки бегают к ней костер жечь, да покурить вдалеке от родителей. Старушка-то своя, дворовая, не страшно с ней, и поговорить можно. А как в лесу оказалась? Так с дочерью поругались, выгнала дочь старую мать из квартиры, а мальчик (не внук уже, правнук) и в самом деле подрос, сам в школу бегает. Бабка теперь не нужна стала….

…Одинокая старая женщина, всю жизнь воспитывала чужих детей, своих-то нет, живет в своей квартире. Ухаживать за ней некому. Хорошо, что соседи добрые – одни покормят, приберут, другие в магазин сбегают, продуктов купят. А бабушке нравится, всех хвалит, обещает квартиру завещать. Нотариус уже замучился завещания переписывать. Соседи стараются, ухаживают, только между собой переругались – всем квартира нужна. А бабушка каждый день то одним, то другим квартиру обещает. Недавно приехали в этот подъезд новые, молодые соседи и сразу во всем разобрались: не только в магазин ходят, но и постоянно твердят бабуле, кто из соседей по-настоящему ее любит, а кто просто за квартирой охотится.

… Не старая еще женщина (всего 55 лет) перенесла инсульт, правая рука и правая нога плохо работают. Чаще всего лежит теперь. Родной дочери надоело за ней ходить, отвезла к тетке, а у той своя семья, свои проблемы. Оказалась женщина в приюте для стариков одиноких, а ведь есть у нее дочь, внук..

***************

Таких невыдуманных историй в нашем городе много. Наверное, в каждом дворе есть своя бабушка, которую обижают в семье. Часто и сами бабушки, что сидят на подъездной скамейке, жалуются на свою жизнь, на детей и внуков – те не кормят, не приходят. Как же защитить таких беззащитных стариков? Как спасти от равнодушия и черствости их взрослых детей? Об этом наш разговор с директором ГОУ “Центр семьи” Е.В.ГАНЕЕВОЙ. Формально, объясняет Екатерина Владимировна, работники социальной службы не могут вмешиваться в жизнь семьи без оснований. Если плохо старику или старушке, некому за ним ухаживать, он должен написать заявление в Центр, тогда к ниму придут, побеседуют, посмотрят и определят какая помощь необходима.

- Сейчас мы берем на обслуживание всех пенсионеров, не только одиноких. Но услуги эти платные, от 50 до 150 рублей в месяц. К одиноким старикам три раза в неделю приходит соцработник, делает уборку, покупает продукты, стирает, убирает – в общем, выполняет необходимую домашнюю работу. Хотя на эту работу мало желающих находится – зарплата оставляет желать большего.

Всем, кто к нам обращается, мы помогаем. Оказываем бесплатно юридическую помощь: оформляем документы на материальную помощь, устраиваем в приют временного содержания, в (пожалуйста, напишите, как правильно называется этот центр) “Заботу”.

Часто нам приходится сталкиваться с психологическими проблемами пожилых людей. Например, бабушка звонит во все службы, жалуется соседям, знакомым, что дети ее бросили, не ходят, а она - больная, помочь некому. Когда же наши работники приходят к ней на дом, оказывается, что все это неправда: в квартире чисто, прибрано, есть продукты, дети приходят каждый день, навещают.

Приходится относиться к этому с пониманием - делаем скидку на то, что у людей пожилого возраста бывает не в порядке память и психика. Со стариками, как с детьми – прислушаться надо, пожалеть, поговорить. Для этого в Центре семьи есть психолог. Ведь часто пожилым людям просто поговорить не с кем.

Настораживает то, что в последнее время в нашем городе появляется всё больше неухоженных стариков при живых детях, причем и живут все рядом – в Заречном. Но взрослые дети не хотят заботиться о престарелых родителях. А у нас, социальных работников, нет рычагов воздействия на таких людей. Очевидно, не понимают они, что сами когда-то станут старыми….

Что в этом случае делать с пожилыми людьми? Тех, которые уже не могут себя обслуживать, приходится отдавать в интернат или дом престарелых. Но таких немного - за год мы направляем туда человек 5 – 6. Да и нежелательно это: старики плохо переносят переезд, плохо уживаются на новом месте - процентов 30 умирают…

Но бывает и так, что одного разговора работников социальных служб с детьми достаточно, чтобы уладить их отношения. В основном, взрослые дети при этом преследуют меркантильные интересы, ведь после смерти стариков остается их жильё, которое им достанется по наследству, даже если они и не ухаживали за родителями.

В отличие от запада, в нашей стране нет такой практики, когда пожилой человек отдает свою квартиру государству (квартиры стариков чаще всего приватизированы), а государство обеспечивает ему достойную старость до кончины. Поэтому наша задача – помочь всем нуждающимся, и мы делаем для этого все, что в наших силах.

Считаю, что в нашем городе необходимо и дальше развивать социальные службы для пожилых людей – у нас есть хор, группа здоровья, клубы по интересам, но этого мало. Ведь 9 тысяч пенсионеров – это треть всего населения, и всем нужна та или иная помощь. Центру семьи и другим социальным службам Заречного есть над чем работать”.

Т.ГОРОХОВА

“ЗАРЕЧЕНСКАЯ ЯРМАРКА”

ТЕЛ/ФАКС 7 - 25 - 95

А нам есть над чем задуматься. Как заставить людей отказаться от черствости? Наверное, это проблема скорее нравственная, , её очень трудно решить через власть и закон. Но и смотреть на то, как в нашем городе становится все больше одиноких старушек, брошенных детьми, очень тяжело?.

Т. ГОРОХОВА