Криминалисты в кино и в жизни

«Зареченская Ярмарка» №29 от 20 июля 2006 г.
КРИМИНАЛИСТЫ В КИНО И В ЖИЗНИ

КРИМИНАЛИСТЫ В КИНО И В ЖИЗНИ

В телевизионном сериале “Убойная сила” фигурировал талантливый эксперт – криминалист, который увлекался изобретением необычных приборов. Он даже собрал датчик, который громкими сигналами реагировал на зарытые в землю мертвые тела…

Когда переступаешь порог экспертно – криминалистического отдела ГОВД г. Заречного, поневоле вспоминаешь этого героя из “Убойной силы”. Две комнаты, в которых располагаются криминалисты, тоже заполнены массой интересных и таинственных устройств.

О работе экспертно – криминалистического отдела милиции нам рассказывает его руководитель: “Конечно того героя из “Убойной силы” я помню. Изобретательство – это его хобби, – начинает беседу Владимир Александрович. - И это поощряется в органах. Но у нас несколько другой профиль”.

Владимир Александрович реальная работа криминалистов такая же интересная, как в фильмах?

- На самом деле, поле деятельности экспертно – криминалистических отделов гораздо шире. Например, наш отдел занимается различными видами экспертиз. В частности дактилоскопией – исследованием следов рук и босых ног, оставленных на месте преступления. Или трассологией – это тоже наука о следах. Она помогает зафиксировать и изучить, к примеру, следы обуви, следы, оставленные орудием взлома, следы зубов, оставшихся на пище, а потом по этим следам найти человека. Ещё один интересный вид экспертизы – баллистика: исследование оружия (газового, огнестрельного). Есть и целый ряд других экспертиз, которые мы также способны проводить, в частности, почерковедческой.

А оружие часто к вам попадает на исследование?

- В Заречном я недавно, только с мая текущего года. До этого работал в Асбесте. Поэтому относительно вашего города пока ничего определенного сказать не могу, а вот в Асбесте с оружием приходилось сталкиваться: исследовали и ТТ, и револьверы, очень много охотничьего оружия было.

Встречалось ли какое – нибудь необычное оружие?

- Ещё работая в Магадане (это было до Асбеста), на экспертизу поступил карабин, с момента производства которого прошло около 200 лет. Для меня до сих пор осталось загадкой, как он вообще попал в Магадан, ведь туда только самолеты летают, даже железных дорог нет….

Но это оружие было уникальным. Местами его “поела” коррозия, но в принципе оно было рабочим. Заряжалось патронами от “мелкашки”, калибр 5.6. мм. Хозяин карабина уверял нас, что его стоимость дотягивает до 20 тысяч долларов. Когда оружие изъяли, он просто плакал. Жаль было терять такой раритет. Насколько я помню, этот карабин по решению суда отправили в музей.

А курьезные случаи бывали?

- И такое бывало. Хотя это, наверное, был не след, а курьезная ситуация скорее. Однажды (это было в Асбесте) поступил вызов. Обращался человек, живущий на последнем этаже высокого дома. Он заявил, что у него украли антенну от радиотелефона, закрепленную на окне. Настаивал, что ее похитили, проникнув в квартиру, хотя складывалось впечатление преступники её просто выдернули, забравшись на крышу.

Как и положено, мы стали изучать его квартиру - искать следы обуви, взлома. И вдруг, на окне, я обнаружил отпечаток губ... Пришлось попросить пострадавших предоставить их собственные отпечатки - так положено, чтобы исключить их из списка подозреваемых. Снятие отпечатков производилось с помощью обыкновенной помады. Знаете, потом было смешно вспоминать, как взрослый мужчина ярко накрасив губы помадой, прикладывался ими к бумаге.

Приходилось ли Вам изучать чей-нибудь почерк?

- Да, и в последнее время довольно часто. В основном, данный метод применяется при раскрытии экономических преступлений, когда приходится много работать с документами. Вообще, почерковедческая экспертиза очень трудоемкий процесс, занимает массу времени.

Но, видимо, это стоит того? Ведь каждый человек обладает своим уникальным и неповторимым почерком? Точно также как у всякого свои отпечатки пальцев, которые редко совпадают с “пальчиками” другого…

- Почерк у каждого действительно свой, особый. Например, почерк мужчин и женщин, детей и взрослых сильно различается. По почерку можно судить, в какой позе писал человек – неудобной или удобной, сидя за столом или стоя. Почерк дает представление о психологическом состоянии человека. В общем, почерковедческая экспертиза дает очень большие возможности для изучения ситуации, в которой было совершено преступление.

А по поводу отпечатков пальцев… Нам в школе милиции рассказывали, что за всю историю зафиксирован только один случай, когда у человека не было отпечатков пальцев – так распорядилась природа. Во всех остальных случаях отпечатки обязательно будут. Причем на левой и правой руках у одного человека они тоже разные. И даже у близнецов отпечатки пальцев не похожи.

Какую экспертизу считаете самой любимой?

- Редкую. Например, хотелось бы провести портретную экспертизу - сравнение, один и тот же человек изображен на фотографии или разные. Но пока мне такой возможности не представлялось.

Говорят, что после гибели Пола Маккартни, продюсеры, дабы избежать ажиотажа, заменили его на человека, похожего как две капли воды. Могут ли криминалисты после проведения портретной экспертизы имеющихся фотографий однозначно ответить на этот вопрос?

- Наверное, да. В рамках этой экспертизы выработаны методики, которые позволяют проследить возрастные изменения, выявить малейшие анатомические различия, оценить, насколько изменилась внешность после применения грима, косметики. Так что анализ портретов, в том числе и фотографий, может очень многое сказать. Думаю, в решении проблемы, о которой Вы говорите, криминалисты могли бы помочь.

Владимир Александрович, последний вопрос: тяжело работать в милиции?

- Когда я поступал в школу милиции, на экзамене преподавателю сказал, что хочу быть криминалистом, - не участковым, не следователем, ни кем – то ещё. Тогда именно такой выбор я сделал под впечатлением фильмов о Шерлоке Холмсе и других сыщиках.

Прошло время. И на самом деле оказалось, что все не так красиво. Милицию от радости никто не вызывает - ее вызывают в минуты горя, а постоянно сталкиваться с людским горем очень тяжело…. Всякого пришлось повидать. Главное – быть психически крепким и устойчивым, продолжать заниматься своим делом. Иначе работать в милиции не сможешь.

А. Романов