Будни переписчиков: скотина есть? сколько?

«Зареченская Ярмарка» №28 от 13 июля 2006 г.
С 1 по 25 июля проходит

БУДНИ ПЕРЕПИСЧИКОВ

СКОТИНА ЕСТЬ? СКОЛЬКО?

- Хозяин, у вас скотина есть?

- Есть.

- Какая?

- Да жена…

С 1 по 25 июля в России проходит Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Прошло почти полмесяца, как ходят по дворам и дачам сельской территории Заречного женщины-переписчицы. Об этом рассказывает одна из них. Участок Светланы Анатольевны находится в д. Гагарка. Она, как и её коллеги, носит яркую желтую бейсболку, а на шее удостоверение, где указана должность, фамилия. Кроме этого, для документов каждому переписчику выдали специальный портфель.

Светлана Анатольевна, как относятся жители к переписчикам?

- Очень доброжелательно к нам, как к людям, но с большим недоверием и даже со страхом к самой переписи. Люди не ждут от нее ничего хорошего. Вспоминают Сталина, раскулачивание, сельхозперепись в Казахстане, после которой резко выросли налоги….

Приходится много говорить, объяснять цели и задачи этой переписи. Но некоторые просто не пускают в дом, хотя таких случаев у нас в Гагарке мало. Мы записываем все со слов самих хозяев – сколько у них скотины, сколько земли в пользовании, сколько кустов и т.д.

Одна бабушка попросила написать, что у нее в хозяйстве одна козочка, а вечером, когда мы встретили ее на улице, за ней бежали целых пять коз! Я думала, у бабушки от страха инфаркт будет…. Не доверяют люди нашей власти, боятся и ничего хорошего не ждут.

Или еще случай: подошла к дому, хозяин стоял в дверях, увидел меня – и скорее в дом, дверь на запоры все закрывать. Я стучала, слышала, как жена его спрашивала, кто там. Вечером снова встретились, я объяснила мужчине, что если он хочет, то можно оформить отказ от переписи. Но он и слова “отказ” испугался, хотя отвел к жене в дом, чтобы та все рассказала.

Люди постарше просят записать поменьше имущества. Люди более молодые обеспокоены другим. Например, одна женщина стоит на учете в Центре занятости и очень переживала: вдруг ей откажут в пособии по безработице, так как домашнее хозяйство должно приносить ей доходы.

А что, не приносит?

- Насколько можно судить по отзывам, нет. Многие жалуются, что негде реализовывать свою продукцию. В деревне еще берут молоко, особенно летом, когда есть дачники. Но если ехать в Заречный на автобусе, и здесь продавать, то получается себе дороже: время уходит на саму поездку, некогда заниматься домашним хозяйством. Многие были бы рады, если бы закуп сельхозпродукции происходил в непосредственно в деревне, с удовольствием сдавали бы молоко, картошку, овощи.

Неужели к вам и с такими просьбами обращаются?

- Да, многих смущает надпись на удостоверении - Федеральная служба государственной статистики. Считают нас представителями государственной власти. На одной улице жители даже попросили помочь с колодцем: засорился, чистить надо, а сами уже старые, не могут. В другом доме старик со старухой, оба больные, очень просили помочь им попасть в дом престарелых. Хотя в специальной инструкции для преписчиков советуется много не разговаривать с населением. Но не всегда это получается: старым людям иногда хочется просто поговорить, пожаловаться на жизнь. Одна женщина даже пустила нас на свою дачу, иногда остаемся там ночевать, чтобы утром успеть пораньше.

И как вы реагируете на просьбы?

- Если знаем, куда обратиться, советуем; иногда телефоны соответствующих служб даем. А бабушке с дедушкой.… Решила сама позвонить в Центр семьи, чтобы помогли, там очень сложная ситуация. Хотя не все старики такие беспомощные. Например, одна из пожилых женщин рассказывала, что к ней под видом переписчиков приходили мужчина с женщиной. Она попросила предъявить документы и, не увидев никаких подтверждающих данных, достала сотовый телефон и пригрозила позвонить в милицию.

Подействовало?

- Конечно. Хотя до сих пор непонятно, кто это были и зачем приходили. Нас - то жители в лицо знают. Труднее работать с дачниками. Некоторые редко приезжают, в основном, в выходные. А бывают и такие, которые просто не пускают на порог, даже те, кто занимает высокие посты в Заречном. К дачам, где есть охрана, мы тоже подходим, хотя точно знаем, что не пустят.

Но ведь это очень неудобно – одни бывают только утром, другие – вечером…

- Нам выделили ГАЗель, но она ездит только по утрам, хотя сейчас график ее работы согласовывается. Потом обещали выдать проездные билеты на автобус, но что-то не получилось. Пришлось взять у знакомых велосипед: теперь езжу, когда надо. И для здоровья полезно.

А вообще, работа переписчика тяжелая?

- Можно сказать, да. Норма – 6 участков в день, с каждым хозяином беседуем минут 30-40, на каждый двор отведено по 16 страниц, все должны заполнить. Да еще выдали нам записную книжку переписчика, где есть необходимые для нас сведения - так что бумаги много таскать приходится. Вечером нужно еще проанализировать все записанные сведения, очень аккуратно заполнить анкетные листы: данные о площади нужно записать сначала в гектарах, потом в квадратных метрах, потом в количестве кустов.…И писать все нужно очень четко, разборчиво.

Есть еще одна трудность, с которой мы столкнулись: наличие участков, не зарегистрированных в Земельном отделе. А есть такие участки, хозяин которых умер или сменился. Бывают даже, так сказать, “неблагополучные” адреса, куда лучше приходить только с милицией. Впрочем, мы с такими ещё не встречались. Хочется надеяться, что и дальше всё пойдет хорошо. Тем более, что на нашем участке отличный инструктор. Любовь Михайловна Кожевникова внимательно объяснит непонятные моменты и окажет любую помощь в работе. Спасибо ей за это.

Перепись закончится 25 июля, а её результаты станут известны только в октябре. Тогда и будет ясно, как обстоят дела в сельском хозяйстве нашего государства и его маленькой частичке – городе Заречный.

Беседовала Т. Горохова