Санаторий: брошенные люди

«Зареченская Ярмарка» №19 от 11 мая 2006 г.
БРОШЕННЫЕ ЛЮДИ

БРОШЕННЫЕ ЛЮДИ

На фотографии перед вами жители маленького поселка, расположенного около противотуберкулезного санатория “Баженово”. Большинство из них пенсионеры, которые отдали всю жизнь этому медицинскому учреждению. Несколько дней тому назад Глава государства В. В. Путин прислал им красочные открытки с поздравлениями в честь Дня Великой победы. Кажется, старики должны быть счастливы...

Но полученные поздравления показались баженовцам насмешкой над их огромным горем. Семь десятков жителей этого поселка оказались в катастрофическом положении: администрация областной противотуберкулезной больницы отказалась обеспечивать поселок жилищно – коммунальными услугами. Областное правительство приказало зареченским властям взять эту территорию, но те отказываются – слишком тяжело для бюджета Заречного. И теперь непонятно, кто будет согревать дома, убирать мусор, ремонтировать прохудившиеся трубы. В середине прошлой недели брошенные жители сами позвонили нам в редакцию и попросили помощи…

Жизнь обитателей поселка и до этого была тяжелой. Александра Григорьевна проработала в здравоохранении почти 50 лет. Половину из них она занимала должность заместителя главного врача по лечебной части в санатории “Баженово”. Сейчас живет в просторной и светлой трехкомнатной квартире. Но это только так называется – “трехкомнатная”. Зимой Александра Григорьевна живет только в одной комнате, которую называет “гостиной”. Объясняет, что так теплее. В остальных двух комнатах температура воздуха не поднимается выше 5 – 7 градусов тепла. В гостиной лучше: там держится уже 15 – 17 градусов. Приходится с помощью старых одеял и тряпок наглухо закрывать две комнаты, чтобы не терять драгоценное тепло.

Старенькая котельная поселка давно требует ремонта. Когда она топится, то часть тепла вместе с дымом попросту уходит на улицу (см. фото). Вместе с ним растворяются в воздухе и приличные деньги жителей, которые они платят за отопление.

Крыша в доме Александры Григорьевны тоже разрушается (см. фото). А когда поднимаешься по лестнице в подъезде, складывается ощущение, что она вот – вот упадет. От дверей подъезда осталась зияющая дыра – их давно нет, а сам дом напоминает сооружение африканских гетто – самых страшных черных кварталов. Никто ничего не ремонтирует и их не обновляет. Поэтому Александра Григорьевна не может понять, что означает техническое обслуживание жилья, за которые она, как и другие жители, ежемесячно отдает 200 – 300 рублей.

А ее соседка и подруга, также посвятившая свою жизнь фтизиатрии, полгода мечтает о хорошей бане. Раньше, рассказывают женщины, такая возможность была. На территории санатория располагалась баня для сотрудников, но недавно ее закрыли. Осталась баня для больных, куда по пятницам пускают и работников “Баженово”. Одно время медперсонал ее посещал, а теперь не ходят, боятся. Опытные женщины-фтизиатры, уверяют: туберкулез – настолько живучая болезнь, что никакими профилактическими и очистительными мерами ее не выгонишь. Мыться дома женщины не могут. Горячая вода появляется в их домах только зимой, да и то сочится из крана маленькой струйкой. Морока одна…

С холодной водой в поселке тоже большие сложности. Ей жители обеспечиваются круглый год, но в мизерных количествах. Приходится, рассказывают они, ночью открывать кран с холодной воды, чтобы к утру заполнить половину ванной. И с помощью этих запасов мыть посуду, готовить пищу. Пенсионерка Ольга Васильевна, до сих пор работающая на пищеблоке санатория, почти со слезами рассказывает, как около ее дома прорвало трубу и вода, которой так не хватает жителям, грустно течет в никуда. (см. фото).

Во всех своих бедах жители поселка обвиняют руководство областной противотуберкулезной больницы “Кристалл”, а конкретно заместителя главного врача по хозяйственной части Э. И. Гринвальда. Уверяют, что неоднократно обращались к нему с проблемами бытового и коммунального характера, но ничего положительного не делалось. Даже засорившуюся как – то канализацию им пришлось чистить за свои деньги: нанимать машину, рабочих. А вот теперь даже мусор не вывозится. “Что же будет с нами? Ладно, сейчас лето, а что же будет зимой, когда настанут холода?.… Неужели мы, отдавшие свою жизнь лечению людей от страшной болезни, никому не нужны?” - спрашивают они.

Пока никто не может дать им вразумительного ответа. Акт передачи этого имущества с плеч администрации санатория в ведение Министерства по управлению государственным имуществом подписан. Так что администрация санатория отвечать на эти вопросы не будет. Поселок ей больше не принадлежит, жители уже не нужны. Так чей же этот поселок? Кто отвечает за его жителей?

Пока никто. Точнее недавно в администрацию нашего города поступило распоряжение от областного правительства взять на свои плечи этот жилфонд. Со стороны области все бумаги готовы. А надо ли на это согласие местной власти непонятно.

Жилфонд поселка находится в ужасном состоянии. Для его ремонта потребуются огромные деньги, иначе ни одна жилищная организация не возьмется его обслуживать. Работать себе в убыток никто не захочет.

Городской бюджет взять на себя ремонтные затраты не в состоянии, ведь Заречный – город дотационный. И возможно, администрация будет добиваться того, чтобы Правительство Свердловской области выделило нашему муниципалитету компенсацию на этот жилфонд. Но, как показывает практика, процесс “выбивания” подобных компенсаций из вышестоящих структур не всегда продуктивный, а самое главное - долгий.

Но жители поселка не собираются сдаваться и сейчас пишут письма в различные инстанции. Например, недавно они отправили письмо в Гордуму Заречного, Белоярскую межрайонную прокуратуру, полномочному представителю Президента РФ по Уральскому федеральному округу П. М. Латышеву и другим официальным лицам. Отзовутся ли они?…

Роман Флейшер