70 лет ГАИ – ГИБДД

«Зареченская Ярмарка» №18 от 04 мая 2006 г.
РУБРИКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 70-ЛЕТИЮ ГАИ – ГИБДД

70-ЛЕТ ГАИ – ГИБДД

3 июля исполняется 70 лет доблестной службе дорожного движения. “Зареченская Ярмарка” продолжает рассказывать об истории ГАИ, выдающихся людях, работающих на наших дорогах и о том, с чем приходится сталкиваться водителям. Итак?

ПЕРВЫЕ “ТАКСИ” В ОДНУ ЛОШАДИНУЮ СИЛУ

На месте одних проблем появились другие. А.П. Чехов, проезжавший через Екатеринбург в 1890 г., удивлялся, что извозчики “ездят не по мокрой мостовой, на которой тряско, а около канав, где грязно и, стало быть, мягко”. Местный транспорт Антону Павловичу не понравился: “Здешние дрожки – это аляповатая пародия на наши брички. К бричке приделан оборванный верх, вот и все. И чем правильнее я нарисовал бы здешнего извозчика с его пролеткой, тем больше бы он походил на карикатуру”. Ситуация складывалась парадоксальная: если по немощеной улице нельзя было ездить из-за грязи, то по мостовой извозчики не возили пассажиров, поскольку экипажи не имели рессор.

О том, насколько слабо в Екатеринбурге был поставлен этот промысел, свидетельствует “Путеводитель по Уралу” за 1899 год: “Извозчиков – около 400. Преимущественно – одиночки. Запряжка в кареты и коляски – привилегия нескольких владельцев и то “по особому заказу”. Лучшие по качеству экипажи и лошади стоят у “Американской гостиницы” (угол современных улиц Малышева и Розы Люксембург) и номеров Атаманова (улицы Вайнера и Малышева). Извозчики остальных бирж – невероятная беднота, на которую как городское общественное управление, так и полиция “рукой махнули”. Экипажи, упряжь, сама лошадь и возница – одна жалость, иначе не можем их характеризовать”.

В соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 13 мая 1910 г. извозчиков поделили на четыре класса в зависимости от качества коляски и лошадей. Без рессор ездить разрешалось только “коробейникам”, обслуживавшим бедных клиентов на привокзальной площади. Отменялись извозчичьи биржи (места стоянок в ожидании найма), так как “там происходит пьянство, постоянная ругань и требование с публики произвольных плат”. Помимо этого ходили слухи, что биржевые старосты устраивали среди извозчиков незаконные поборы – собирали деньги в так называемый “качан”.

По новым правилам, извозчикам предписывалось поджидать пассажиров вдоль линий улиц и площадей, подавать экипажи по очереди, а “не скакать разом нескольким вперегонку”.

АВТОБУСЫ ИЗ БРОНЕМАШИН, “ФОРДОВ” И “ФИАТОВ”

С 1 июня 1924 года, в Свердловске открылось регулярное автобусное движение. Первые автобусы представляли собой окрашенные в жёлто-коричневый цвет квадратной формы деревянные фургоны, переделанные из бронемашин времён гражданской войны. При движении они пугали лошадей и смешили прохожих. “Иду я по улице, - вспоминал современник, - сзади храп, свист, металлический лязг – прямо как крушение поезда, сошедшего с рельсов. Оборачиваюсь: едет какой-то допотопный автомобиль”.

Эти автобусы возили пассажиров от площади 1905г. до дома отдыха на Шарташе только в летние месяцы. Но как бы то ни было, открытие автобусной линии в столице Урала произошло почти одновременно с Москвой, Ленинградом и другими крупными городами СССР. По настоящему регулярная работа свердловского транспорта началась после закупки в 1925г. импортных машин “Форд” и “Фиат”. Они связывали отдельные районы города с центром и за год перевозили до 5 млн. человек.

ГРУЗОВИК С КЛАКСОНОМ

Автобусы были не единственным автотранспортом на улицах Свердловска. В апреле 1924 г. в городе было зарегистрировано 76 машин и один мотоцикл с коляской. Для сравнения, в Перми - 52 автомобиля, в Ижевске - 8, в Тюмени - 5, в Челябинске - 4. Тогда же Нижнетагильский платиновый округ приобрёл “Опель”.

Постепенно автомобили стали использоваться в разных отраслях городского хозяйства: их брали на вооружение пожарные, милиция, скорая помощь и даже почтовая служба “для быстрейшей выемки писем из ящиков”.

И всё же несколько десятков автомашин для Свердловска - капля в море (в Москве их количество перевалило за тысячу). “Я помню, что 1927 г. автомобили по-прежнему были новинкой, - вспоминал один из старожилов. – И мы, мальчишки и девчонки того времени, заслышав тарахтение одинокого мотора, выбегали из своих дворов, чтобы не пропустить какой-нибудь старый “паккард” или помятый “форд”. Особенный восторг у современников вызывали первые советские грузовики: “Шум от тех автомашин стоял страшный: рессоры и деревянные части кузова скрипели, шестерни скрежетали. Сигналы подавались при помощи резиновой груши (её звук напоминал кряканье утки), клаксона или сирены. Порой шофёр давал сигнал без всякой надобности, просто так для форса”.

ТАКСИ ВРЕМЕН НЭПа

Большая часть автопарка состояла из иностранных подержанных машин, по своему техническому состоянию, не всегда пригодных к использованию. Почти все они принадлежали государственным учреждениям, хотя на излёте НЭПа и предпринимались попытки создать частное такси. Эти автомобили отличались жёлтой полосой и кругом, посередине которого белыми буквами было написано “Прокат”. Их владельцев называли “прокатчиками”. Однако такой вид автотранспорта в Свердловске не привился: слишком уж накладным выходил проезд. Частники – прокатчики запрашивали с пассажиров огромные деньги. И горожане предпочитали пользоваться привычными извозчиками или маршрутными автобусами.

Инспектор по пропаганде Колобова Н.А

Читайте в следующем номере: “Первые техпаспорта двадцатых”; Первая пятилетка: “Обстановка требует!”; “Ну, просто никакой дисциплины!”

Продолжение следует?.