Дизайн-код - да не тот

«Зареченская Ярмарка» №15 от 14 апреля 2022 г.
Дизайн-код - да не тот

Новый внешний вид города не понравился народным избранникам

«Чем вам петуния помешала и почему, согласно дизайн-коду сажать её в Заречном

нельзя?» - возмутился депутат Ведерников на последнем заседании думы.

Новый дизайн-код города, после утверждения Думой, должен стать приложением

к Правилам благоустройства. Но пока народные избранники вносить какие-либо

изменения не стали, так как единой позиции на счёт предлагаемых изменений у них нет. Да и вопросы по дизайн-коду у многих остались. Что в нём рекомендовано, а что

обязательно? За нарушение чего последует наказание, а что остаётся на усмотрение

третьих лиц? - чиновники чётких ответов на эти вопросы дать так и не смогли.

Юлия ВИШНЯКОВА

Много шума…

Дизайн-код - это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Внедрение дизайн-кода позволяет повысить качество городской среды, упростить проектирование городских пространств, увеличить экономическую привлекательность территории. Дизайн-код должен быть у Заречного и других атомных городов так решил «Росатом».

Разрабатывать его за внебюджетные средства взялся Фонда «АТР АЭС» (за участие в этой организации Заречный ежегодно платит 157 тысяч рублей) и Агентство стратегических инициатив. По мнению разработчиков, «на сегодняшний день в городах присутствия концерна Росэнергоатом вывески часто расположены хаотично, часто перекрывают архитектурные элементы фасадов зданий. Из-за общей загруженности визуального фона увеличение габаритов вывесок становится для предпринимателей единственным способом стать заметными среди большого числа конкурентов. Часто рекламные и информационные конструкции делается из некачественных материалов, они не обновляются в течение длительного времени и изнашиваются. Из-за этих действий города теряют привлекательность и индивидуальность, в городах создается визуальный шум».

26 февраля 2021 года в Заречный приезжали столичные дизайнеры и архитекторы из АСИ. На стратегической сессии они выслушали мнение горожан о том, чтобы они хотели изменить и чего не хватает облику Заречного. Посетить данное мероприятие в ДК «Ровесник» могли все, кто хотел.

31 мая разработчики приехали в Заречный повторно, и на этот раз продемонстрировали варианты единого оформления улиц и зданий, показали общие правила оформления городского пространства, пояснили, как должны быть расположены вывески на жилых домах, куда должны светить уличные фонари, как далеко от лавочек должны стоять урны. Это встреча также была достаточно открытой, проходила в ДК «Ровесник» и её анонс был размещён в сети интернет.

А вот 23 сентября готовый дизайн-код с демонстрацией «откодированного» внешнего вида городского пространства обсуждали уже узким кругом, без анонсов и приглашения: в конференц-зале администрации собрались не больше 10 человек. Это работники администрации, представители общественной палаты, лояльные СМИ, и ещё какие-то люди. Мероприятие для отчёта снимало местное телевидение. «Сейчас мы будем анализировать дизайн-код, анализировать Правила, какие-то моменты скорректируем, вынесем на публичные слушания, а затем на заседание Думы», - подытожил заседание начальник отдела архитектуры Александр Поляков.

16 марта публичные слушания по изменению правил благоустройства, куда помимо определения границ прилегающих территорий, вошёл и дизайн-код, состоялись. Подавляющее большинство зареченцев из 49 участников проголосовали против. А 31 марта дизайн-код не утвердили и депутаты Думы Заречного.

…Мало дела

И всё-таки, что это за фэн-шуй такой? Дизайн-код предлагает разделить улично-дорожную сеть города на три категории. В первую категорию входит центральная часть Заречного, сюда вошла улицы 9 мая, Ленина, Комсомольская, Невского, Ленинградская, бульвары Алещенкова и Таховский. Во вторую категорию отнесены второстепенные улицы, на которых расположены преимущественно жилые здания, социальные и бытовые объекты. Таких улиц в Заречном большинство. В категорию три попали «Солнечный», «Лесная Сказка» и частный сектор. Для каждой из категории создатели дизайн-кода разработали отдельные требования к благоустройству.

- В дизайн-коде много несоответствий. Например, размещение экранов в центральной части города, судя по дизайн-коду, недопустимо. У нас в центральной части города находится экран на ДК «Ровесника». Согласно дизайн-коду, афиши и баннеры на ДК размещать будет нельзя, но именно здесь традиционно размещаются афиши. Остановочные комплексы должны быть выполнены по единому проекту на всей территории. А в Заречном с недавних пор два проекта гостевой и периферийный. И таких примеров много, - отметила депутат Татьяна Ладейщикова.

Непонимание у депутатов вызвали и рекомендации по озеленению. Так, например, в дизайн-коде установлен рекомендованный ассортимент деревьев, кустов и трав, которыми можно засевать газоны в Заречном «чтобы они лучше росли в нашем климате». Однако, как заметил депутат Ведерников, что «за основу москвичи взяли растения средней полосы России, а вовсе не Урала».

Цветовые сочетания тоже должны быть одинаковыми для всего Заречного. Разработчики рекомендовали использовать оранжевый, пастельно-жёлтый, пурпурно-фиолетовый, небесно-синий, бирюзово-зелёный и ряд других цветов, в целом, выбрать есть из чего. Сложнее правилами по оформлению и размещению вывесок, которые разобраны вплоть до шрифтов. В частности, разработчики прилагают список 8 бесплатных шрифтов, которые нужно использовать при оформлении вывесок.

Депутаты поинтересовались, как быть с вывесками тем предприятиям, у которых уже есть фирменные цвета и шрифты (Росатом, Озон, Магнит и т.д.), не вписывающиеся в дизайн-код Заречного. По словам Александра Полякова, принципиальны лишь размеры вывесок и их внешний вид. Что касается шрифтов, то они рекомендованы. В первую очередь администрация будет смотреть на общий вид вывески и её размеры, и только потом на шрифты.

- Для нас важно, чтобы вывеска не была в половину фасада здания, чтобы размещалась она в том месте, где определяет дизайн-код. Мы всегда с арендаторами взаимодействуем и по ходу работы можем что-то уточнить. Прежде проблем с согласованием вывесок у меня не было. Все, кто обращается к нам, они уже соблюдают общую стилистику, - добавил Поляков. С другой стороны, ранее административного вмешательства в вывески, которые резали глаз, не было, потому что не было нормативного документа, на который мы могли бы сослаться. С внедрением дизайн-кода, появятся и основания для такого вмешательства. Но цели строго наказывать за несоблюдение дизайн-кода у нас нет. Цель сделать красивым город, чтобы не было визуального мусора из-за многочисленных разномастных вывесок.

Благой цели достичь будет непросто, если дизайн-код сделан некачественно и трактуется неоднозначно. Кроме этого, ясного понимания, что будет за несоблюдение дизайн-кода, так и не появилось. С одной стороны, после принятия думой, «дизайн-код будет приложением к правилам благоустройства, а значит, будет обязательным на территории Заречного». Но распространяться он будет только на новые вывески, фасады, аллеи и бульвары. С другой стороны, многое в нём, начиная от ассортимента растений и заканчивая утверждёнными шрифтами, по словам Полякова, носит «рекомендательный характер», то есть, получается, что и следовать им не обязательно.

- Вы разработали дизайн-код, который никому не нужен. Я вас слушаю и не понимаю. Мои знакомые ребята, которые учатся в техникуме и в институте, почитали и сходу сказали, что нам это гестапо не нужно. Подытожил обсуждения Василий Ведерников.