Лицензия нужна - Иначе никто за нами дерьмо не приберёт

«Зареченская Ярмарка» №47 от 25 ноября 2021 г.
Лицензия нужна – Иначе никто за нами дерьмо не приберёт

- так ёмко резюмировал суть состоявшихся 17 ноября в Заречном общественных слушаний заслуженный ветеран БАЭС Валентин Шептяков. Слушания были посвящены материалам обоснования лицензии (МОЛ) на деятельность по безопасному обращению с радиоактивными отходами на Белоярской АЭС. Кроме того, участники были ознакомлены с предварительными материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Выслушать экспертов, разобраться в ситуации и задать волнующие вопросы мог любой желающий.

Юлия ВИШНЯКОВА

Участие в слушаниях приняли проектировщики, специалисты Белоярской АЭС, представители Концерна «Росэнергоатом», органов местного самоуправления Заречного, экологических и общественных организаций, а также простые граждане.

Всего в очном формате участвовали 184 человека. Из-за ситуации с COVID-19 пришедших разместили в большом и малом залах ДК «Ровесник». Более того, одна из основных докладчиков, Инна Попова, делала свой доклад дистанционно: презентацию озвучивал буквально «голос свыше».

206 человек смогли посмотреть прямую трансляцию с общественных слушаний на общедоступных ресурсах сети Интернет. А на горячую линию поступали вопросы не только из Заречного, но и из Екатеринбурга.

Президиум слушаний состоял из трёх человек. В него вошли директор БАЭС Иван Сидоров, глава Заречного Андрей Захарцев, который вёл мероприятие, заместитель главы Рафаил Мингалимов, ставший председателем рабочей группы по организации и проведению слушаний.

- Тема, вынесенная на общественные обсуждения, не является каким-то новым видом деятельности для Белоярской АЭС. Эта деятельность осуществлялась и осуществляется при эксплуатации всех четырёх энергоблоков. Сейчас эту деятельность немного расширяем, речь идёт о переработке радиоактивных отходов и их подготовке для передачи национальному оператору для окончательной изоляции, - пояснил директор Белоярской АЭС Иван Сидоров.

Важно понимать, что в процессе нормальной эксплуатации и при проведении плановых ремонтов на атомной станции образуются радиоактивные отходы. Это не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия, содержание радионуклидов в которых превышает нормы.

- Радиоактивные отходы бывают жидкие, твёрдые и газообразные. Обращение с ними включает в себя сбор, сортировку, переработку, кондиционирование и хранение, - пояснил начальник цеха по обращению с РАО Владимир Булатов.

- Радиационное воздействие на окружающую среду и население не превышает норм, - отметила в своём докладе начальник технологического отдела АО СПИИ «ВНИПИЭТ» Инна Попова.

Сейчас жидкие радиоактивные отходы на энергоблоках 1, 2 и 3 собираются и хранятся в специальных ёмкостях. По мере их заполнения отходы направляются на переработку на выпарных установках спецводоочистки. Кроме того, сейчас БАЭС занимается созданием комплекса переработки ЖРО, который обеспечит переработку образующихся и ранее накопленных ЖРО и перевод их в твёрдую форму, безопасную для хранения, транспортирования и окончательной изоляции. Общественные слушания по строительству комплекса ЖРО прошли в Заречном в 2019 году.

- Разрешение на строительство объекта получено. Ввести в эксплуатацию комплекс по переработке ЖРО мы планируем в 2024 году. Есть в планах комплекс переработки твёрдых отходов, - отметил Иван Сидоров.

Важно, что перерабатывать БАЭС будет только свои отходы, с других предприятий их в Заречный не повезут. В целом участники слушаний смогли убедиться, что обращение с радиоактивными отходами на БАЭС отвечает всем требованиям безопасности, такая же ситуация будет и в дальнейшем.

Традиционно ожидаемым стал приезд на слушания оппонента атомной энергетики Андрея Ожаровского - эксперта международной экологической организации «Беллона», штаб-квартира которой находится в городе Осло (Норвегия). Активист позиционирует себя как физик-ядерщик, специализирующийся на экологических аспектах атомной энергетики. Нынче Ожаровский сконцентрировался не столько на обращении с радиоактивными отходами, сколько на загрязнении Ольховского болота и реки Ольховки.

Отметим, что данная тема уже поднималась в прошлом году. Тогда Ожаровский прошёлся вдоль реки Ольховки, сделал 17 замеров уровня гамма-излучения и нашёл превышения дозы. 13 августа 2020 года Белоярской АЭС был организован масштабный пресс-тур, в ходе которого журналисты из Заречного и Свердловской области, а также представители ФМБА и экспертного сообщества своими глазами наблюдали за замерами радиационного фона в разных точках Ольховки, а также взяли пробы воды на предмет содержания радионуклидов. Фактические измерения подтвердили, что уровень радиации и у реки, и в иных обозначенных местах находятся в норме.

- Знаю, мои исследования вызвали обсуждения здесь. БАЭС делала блогер-тур, отведя не в те места, где лежит цезий. Понятно, что не все берега полностью радиоактивны… - настаивал Ожаровский.

Однако уже после слушаний он прокомментировал одному из региональных СМИ своё впечатление от прошедших слушаний и отметил, что «слушания прошли честно». «Это правильно - фокусироваться на обращении с радиоактивными отходами. Я не против того, чтобы они разгребали старые завалы твёрдых радиоактивных отходов, которые хранятся с середины прошлого века», - отметил он.

В этом же смысле высказался и Валентин Шептяков - председатель Белоярского отделения ветеранской организации атомщиков:

- Я пенсионер, на станции проработал больше 40 лет. Тема наших слушаний - получение лицензии на деятельность по безопасному обращению с РАО. Вообще эта деятельность велась всегда и подразумевалась в лицензии под эксплуатацией. Сейчас нужна отдельная лицензия.

БАЭС обладает необходимым оборудованием, обученным персоналом. Лицензия должна быть выдана. А когда будут рассказывать про Ольховское болото и прочее, я могу честно сказать: да, были времена, когда лопатой гребли в открытую. Но с годами требования ужесточаются, и они добросовестно выполняются этим предприятием. Лицензия нужна, иначе никто за нами дерьмо не приберёт.

Подводя итоги обсуждений, ведущий научный сотрудник Института промышленной экологии Уральского отделения РАН, доцент кафедры экспериментальной физики Физико-технологического института Уральского Федерального университета, кандидат физико-математических наук Алексей Екидин озвучил заключение наблюдательного совета слушаний. Он заявил, что «представленные на слушаниях материалы и доклады всесторонне продемонстрировали и убедительно доказали безопасность планируемой деятельности по обращению с радиоактивными отходами Белоярской атомной электростанции».

Перспективы проекта БН-1200?

Иван Сидоров, директор Белоярской АЭС: «Мы становимся ближе к этому. Научно-технические советы Росатома НТС-1 и НТС-8 рассмотрели обоснования конкурентоспособности энергоблока с реакторной установкой БН-1200. Наконец-то проект блока вырисовывается в нормальном виде. Сейчас стоит вопрос об окончательном подписании этого решения, экономическом обосновании. Планируем, что в 2030-2032 году пустим его в эксплуатацию в Заречном».

Можно ли есть рыбу из Белоярского водохранилища?

Игорь Полищук, начальник отдела радиационной безопасности БАЭС: «Можно. Я сам её ем, и вся моя семья ест. Вся рыба проверяется, и содержание радионуклидов в ней, в том числе природных, на несколько порядков ниже нормативов, установленных гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности продуктов».

Хорошая ли питьевая вода в Заречном?

Игорь Полищук: «Содержание радона в питьевой воде не превышает нормы, содержание других радионуклидов ниже уровня чувствительности приборов. Они ниже санитарно-гигиенических нормативов».

Насколько безопасно находиться рядом с Ольховским болотом?

Игорь Полищук: «Нахождение рядом с Ольховским болотом безопасно».