Последний выпуск
№ 48 от 02 декабря 2021 г.
Газета вышла вчера

Архив №46 от 18 ноября 2021 г. Дело вкуса или Споры над тарелкой

Дело вкуса или Споры над тарелкой

Дело вкуса или Споры над тарелкой

«Чай неприлично сладкий», «гарнир залит соусом», «то, что называется «горячим питанием», доходит до детей в холодном виде», «в садике ребёнок ел хорошо, в школе не ест, поэтому мнение о том, что это родители не приучили детей к правильному питанию, считаю отговоркой» - тема школьного питания была и остаётся одной из самых дискуссионных. О вкусах в Заречном спорят. И спорят яростно.

Юлия ВИШНЯКОВА

Фото пресс-службы администрации Заречного

Очередную волну споров подняла официальная информация администрации города о том, что по итогам последней проверки, которая прошла по обращению родителей, «претензии к качеству питания не нашли подтверждения». Столько комментариев от жителей посты администрации в социальных сетях не собирали уже давно. И все родители, как один, говорят о том, что в жизни всё далеко не так хорошо и однозначно, как в результатах данной проверки.

Время аутсорсинга

О том, что в Заречном выводят школьное питание на аутсорсинг, когда всем школьным питанием занимается сторонняя компания, стало известно в начале 2019 года. Ранее схема была иной: при Управлении образования был создан отдел организации школьного питания, а в зданиях Детской спортивной школы и Центра детского творчества работали собственные пищевые вспомогательные цеха. Поставщики, выбранные на конкурсной основе, доставляли продукты, в цехах все продукты обрабатывали, делали полуфабрикаты и развозили по школам. В школьных столовых шёл процесс доготовки.

Для перехода на аутсорсинг было несколько причин. Прежде всего, экономическая: бюджет области выделял средства на организацию школьного питания именно по системе аутсорсинга.

«Бюджет области ежегодно с 2016 года по 2019 год выделяет нам средства на организацию школьного питания, и каждый год мы возвращаем эти средства как неиспользованные», - жаловался глава города Андрей Захарцев. Кроме того, были вопросы и у надзорных органов, которым не нравилось, что в качестве базовой столовой использовались помещения ЦДТ и спортивной школы. При этом городские столовые не были заинтересованы в организации школьного питания: слишком много ограничений и всевозможных «если».

Так с сентября 2019 года школьное питание вывели на аутсорсинг.

По результатам электронного аукциона определили подрядчика - фирму «Комбинат общественного питания» (филиал ООО «Кейтеринбург»). При этом организация уже дважды побеждала на аукционах, сначала с ней заключили контракт с 1 сентября 2019 года по 28 февраля 2020 года, а затем - с 1 марта 2020 год до 31 мая 2022 года. Цена действующего сейчас контракта - 83,5 миллиона рублей. В этот расчёт взяты только ребята, которые имеют право на льготное питание: ученики 1-4 классов, дети с ОВЗ и остальные льготники. Родительская плата за нельготников поступает аутсорсеру отдельно.

Процесс организации школьного питания стал выглядеть следующим образом: согласно разработанному на две недели меню, завпроизводством делает заявку на центральный склад (оттуда поступают консервы, фрукты, мука, сахар) и основным поставщикам. Заказанная продукция поступает на пищеблоки, здесь из неё готовят ту еду, которая идёт на стол школьникам. Исключение - школа №4, ППЦ и Гагарская школа, сюда готовую еду привозят с пищеблоков других школ.

Родители: дети не едят!

Возможно, коронавирус, дистант и другие напасти, коснувшиеся в прошлом году системы образования, ситуацию с питанием отодвинули на задний план. Во всяком случае, в публичном пространстве критика школьной еды активно не звучала. В этом году всё изменилось. Мы поговорили с родителями, которые инициировали проверки в школьных столовых, и вот что нам рассказали.

- Дочери учатся в пятом и девятом классах школы №7. Раньше они более или менее ели, в этом полугодии есть отказываются. Я стала разбираться, почему это произошло. Мне кажется, что с приходом «Комбината общественного питания» еда стала хуже. Возможно, они используют некачественные продукты. Контракт заключили на одну сумму, а цены на продукты растут, чтобы быть в рамках прибыли, приходится жертвовать качеством. Например, из меню исчезли плов и картофельно-мясная запеканка, а их многие дети любили. Макароны самые дешёвые, явно там не твёрдые сорта пшеницы. Рис иногда непроварен и хрустит на зубах. Булочки - на маргарине, с консервантами и искусственными ароматизаторами. Хлеб, который сначала был хороший, в этом году из-за смены поставщика рассыпается, и вкусным дети его уже не считают. Котлеты из мяса мехобвалки, то кислые, то жёсткие, дети порой и понять не могут, из чего они сделаны. Жирные подливы, из-за которых даже гарниры дети отказываются есть. В стакан чая кладут 3 ложки сахара, пить его невозможно. И при этом вся еда холодная, потому что накрывают на стол заранее, так как иначе не успеют. Но холодную еду и взрослый есть не будет, - рассказывает Ольга Фархутдинова.

Муж Ольги написал заявление на Госуслугах, в котором пожаловался на школьное питание. После этого и была проведена проверка.

- От родителей была только я, и во время визита в школу №1 я столкнулась с глобальным давлением представителей администрации города, школы, Управления образования и «Комбината питания». Мне говорили, что из-за меня повара нервничают, что раз я такая умная, шла бы к ним работать, и так далее. А я всего лишь пыталась понять, почему дети не хотят есть… - вспоминает Ольга.

Выводы женщина сделала и к визиту в школу №7 подготовилась: внимательно изучила рекомендации по организации питания обучающихся, методические рекомендации по родительскому контролю и другие документы.

- В этот раз я указала на то, что меню отсутствовало на сайте школы, и даже когда оно там появилось, не совпадало с тем, что давали на самом деле: вместо супа с лапшой был суп-пюре. Спросила, почему детям в чай кладут по три ложки сахара. И это при том, что в их же рекомендациях по организации питания прописано, что в сутки детям положено 30 г сахара за день. А тут 15 г за один раз… Указала на то, что девятиклассники, у которых по 7 уроков в день, обедают в 9 утра. Со многими моими замечаниями комиссия соглашалась, - вспоминает Ольга.

В итоге за несколько дней питания в школьной столовой Ольга попробовала суп-пюре, тушёную капусту с фасолью, жаркое, компот. Однако стало понятно, что еда для проверяющих может отличаться от того, что в итоге дают детям.

- Ела жаркое, оно было жидковатое, но мяса там было много. При этом накрыли столы оперативно, и еда не успела остыть. Потом спросила своих детей, как им обед. Они рассказали, что им дали недоваренную картошку и два куска мяса… Друзья дочек просили: «Вы можете ходить к нам каждый день? А то мы первый раз ели тёплую еду…» Поэтому, когда мне позвонили и сказали, чтобы муж на Госуслугах написал, что нас всё устраивает, я отказалась. Во время проверок мне не показали количество отходов, не дали ознакомиться с упаковками от продуктов, уже это нарушение рекомендаций по родительскому контролю, - добавляет Ольга.

По итогам проверки изменили время питания для старшеклассников школы №7, теперь на обед они пойдут после третьего урока. Ольге обещали нанять персонал в столовую, чтобы они накрывали на стол, и еда не остывала. Но в целом женщина сделала не самые утешительные выводы.

- Представитель Комбината согласился со мной, что дети многое не едят, и отходов много. Но глобально ничего не изменится, пока не будет своего комбината питания. Ещё предложили поднять цену на обеды, сейчас она составляет 70 рублей. Но мне кажется, в этом случае компания будет зарабатывать больше, а дети так и будут голодными. В любом случае, родители должны знать, что на сайтах школы должно находиться актуальное меню школьного питания. Должны знать, что при желании и предупредив заранее, они могут прийти в школу и посмотреть, как кормят детей. Существует также анкета школьника, посвящённая удовлетворённости питанием, она заполняется вместе с родителями, но в реальности родители этих анкет не видят. Мы должны понимать, что без нашей инициативы никто ничего менять не будет, - уверена мама двух школьниц.

Администрация: претензии не обоснованы!

В администрации итоги проверки питания в школах №1 и№7 27 и 28 октября подвели так: «Данные учебные заведения были выбраны на основании обращений родителей обучающихся. Основные претензии: «невкусно», «недостаточно горячо», «очень сладкий чай»…

По результатам проверки и опроса обучающихся «претензии к качеству питания не нашли подтверждения», было рекомендовано лишь рассмотреть вопрос изменения времени обеда у старших классов в школе №7. Также рабочая группа проверила контрольные журналы, меню, которое соответствует информации, указанной на стенде и сайте образовательной организации. Установлено, что требования по организации питания соблюдаются.

Добавим, что рабочая группа по совершенствованию организации качественного горячего питания в образовательных организациях была создана распоряжением администрации ещё в октябре 2020 года. В неё вошли представители администрации, надзорных органов, специалист Управления образования и «обязательно представитель родительского комитета».

- Контроль за организацией горячего питания в образовательных организациях проводится выборочно каждый месяц учебного года, - сообщили нам в информационно-аналитическом отделе администрации.

Кроме того, по данным администрации, «при переходе на аутсорсинг по организации школьного питания увеличения количества обращений от родителей школьников по качеству питания не наблюдается. Меню школьного питания разрабатывается, согласовывается и утверждается в полном соответствии с санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормами СанПиН». Положительной можно считать и динамику охвата горячим питанием за 5 лет: 2016 год - 81% обучающихся; 2017 год - 83%; 2018 год - 85%; 2019 год - 86,2%; 2020 год - 87,7%. В 3 квартале 2021 года средний показатель охвата горячим питанием составляет 86,2%.

Пищеблоки школьных столовых персоналом укомплектованы полностью.

- ООО «Комбинат общественного питания» условия контракта исполняет, на обращения родителей и детей реагирует. На сегодня технологами организатора питания разрабатывается новое меню с учётом всех пожеланий обучающихся и родителей, - сообщили в администрации.

Продолжение в следующем номере газеты

«Вы можете ходить к нам каждый день?

А то мы первый раз ели тёплую еду…»



Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Власть и общество»