Последний выпуск
№ 47 от 25 ноября 2021 г.
Газета вышла 4 дня назад

Архив №43 от 28 октября 2021 г. Песня про вечно тощий бюджет

Песня про вечно тощий бюджет

Песня про вечно тощий бюджет

Скоро новым депутатам Заречного предстоит принять бюджет города на 2022 год,

однако исполнить наказы избирателей очень проблематично.

Бюджет - это важнейший документ, определяющий жизнь Заречного на 2022 и плановый период на 2023-2024 годы. Однако в последнее время внести свои предложения в этот самый бюджет депутатам практически не удаётся. «У нас формируется бюджет функционирования без задела на развитие, обсуждать нечего», - считает глава Захарцев, имея в виду, что денег очень мало и ни на что не хватает. Таким образом, несмотря на то, что уже 10 лет в городской бюджет поступают огромные дополнительные средства Росатома, депутаты лишены возможности исполнить наказы избирателей. Однако правильна ли такая позиция?..

Юлия ВИШНЯКОВА

Два чтения, одно слушание… и ноль внимания

Перед принятием бюджет проходит через определённую, строго регламентированную процедуру. Проект бюджета местная администрация начинает готовить заранее. Затем местная Дума должна за этот проект проголосовать. В первом чтении его принимают за основу. Утверждаются базовые параметры: доходы, расходы, предельный дефицит/профицит. Затем принимается решение о публикации документа и назначении Публичных слушаний. На этапе слушаний все желающие могут ознакомиться с проектом бюджета, задать вопросы, внести свои предложения и замечания. И, надо сказать, немногочисленные горожане слушания по бюджету посещают. Однако результаты всегда носят рекомендательный характер, а эти предложения населения, как правило, игнорируются. Фактически ко второму чтению бюджет остаётся прежним, и депутаты голосуют за него окончательно.

В прежние годы депутаты спокойно участвовали в работе по формированию бюджета через так называемые согласительные комиссии. В том числе могли на этих комиссиях внести какие-то свои предложения, иногда полученные в виде наказов от избирателей. Наверное, для этого мы с вами и выбираем депутатов - чтобы они учитывали мнение населения. Однако в последнее время депутатам остаётся только поднимать руки «за», а их замечания чаще всего остаются без внимания.

«Схема отказа» народным избранникам работает не первый год. На первом слушании бюджета им говорят, что менять что-то сейчас не стоит - ведь утверждаются только общие параметры бюджета, надо просто принимать проект в первом чтении, а к моменту второго чтения тем парламентариям, кто не увидел свои предложения и замечания в бюджете, авторитетно сообщают: «А теперь что-то менять уже поздно. Публичные слушания прошли. Сроки принятия бюджета горят. Вы же не хотите подводить город…»

И обсуждать нечего!

Депутат прошлого созыва Виталий Ваганов отмечал, что «по итогам 2020 года влияние Думы на жизнь города было особенно слабым: под предлогом пандемии нас отстранили от участия в формировании бюджета».

- Сейчас депутатов, которые официально представляют народ в отношениях с исполнительной властью, не приглашают на согласительные комиссии по корректировке бюджета. Депутатские проекты, о которых мы радеем не первый год и на которые давно должны быть заложены средства, власти продолжают тормозить, сдвигать, откладывать, - возмущался Ваганов.

Не согласен с существующим порядком и депутат Константин Дубровский.

- Когда мы выносим свои предложения, чиновники нам говорят: если местные депутаты предлагают где-то что-то убрать, то пускай они найдут, где это добавить. Но посмотрите: ни в законе, ни в бюджетном кодексе ни слова не написано о том, что депутат должен взять и в цифрах высчитать, откуда взять и куда добавить. Для этого существуют финансовые органы, разработчики бюджета! - негодовал Дубровский.

Самым показательным моментом диалога власти и депутатов можно считать 2019 год, когда народные избранники обсуждали, нужно ли тратить 8 млн рублей на покупку помещения бывшего банка, 7 млн рублей на ремонт фасада администрации, а 5 млн - на благоустройство территории возле памятника Петру и Февронии. Тогда Ваганов, Дубровский и Ведерников высказались против такого расходования бюджетных средств. Эту позицию они озвучили и на первом чтении проекта бюджета, обсудили ситуацию на встрече с жителями, а потом повторили своё мнение и на публичных слушаниях. Однако к заключительным, вторым слушаниям бюджета, предложения депутатов так и не были учтены. Глава Захарцев объяснил это так: «По вашим предложениям я комментарии давал и на первом чтении, и на слушаниях. Протоколы имеются. Что ещё требуется?». Председатель Думы Андрей Кузнецов добавил: «Предложения учитывались, но администрация имеет право принять их или нет». Кроме того, впервые глава откровенно признался, что мнение населения его если и волнует, то не слишком:

- Какие наказы народные вы не донесли до нас? Что конкретно? Вам избиратели сказали не покупать это помещение за 8 миллионов? - напирал Глава.

- А Вам наказали покупать? - парировал Ваганов.

- А меня не избирали, - огорошил Захарцев, очевидно намекая на то, что ни депутаты, ни жители ему не указ.

В 2020 году, в ответ на замечание Дубровского о том, что «мнение и пожелания депутатов не спрашивали, я буду голосовать против такого бюджета», Захарцев парировал:

- Когда мы видели, что бюджет наполняется и в нём есть средства на развитие, такие комиссии были нужны. Когда мы видим, что у нас формируется бюджет функционирования без задела на развитие, то и обсуждать нечего.

А у других обсуждают…

Между тем, в положении о бюджетном процессе чётко прописано, что «при планировании бюджетных ассигнований депутаты Думы городского округа Заречный вправе принимать участие в работе заседаний по вопросам планирования, при этом о дате и времени заседаний администрация городского округа заблаговременно (не позднее чем за 3 рабочих дня) уведомляет Думу городского округа Заречный. Депутаты Думы вправе вносить свои предложения в форме решений Думы ГО Заречный, решений комиссий, обращений депутатов, которые учитываются при планировании бюджетных ассигнований».

Интересно, что подобная практика вызывает удивление у наших коллег-журналистов, которые также являются депутатами местных дум. Вот лишь несколько мнений.

Сергей Озорнин, главный редактор газеты «Камышловские известия», Камышлов:

- Депутаты Думы Камышловского ГО активно участвуют в обсуждении проекта бюджета, вносят какие-то свои предложения. Официально по регламенту в заседании согласительной комиссии муниципальной должны принимать участие председатель Думы, зам и четыре председателя думских комитетов. Но буквально на этой неделе начальники ГРБСов (главные распорядители бюджетных средств) согласились провести для депутатов специально согласительные комиссии.

Ирина Летемина, редактор газеты «Маяк», Сысерть:

- В нашем муниципалитете депутаты в согласительных комиссиях участвуют. В депутатском чате в whatsapp нам дают расписание согласительных комиссий. Как правило, депутаты территорий приезжают обсудить вопросы своего округа. Ну, или профильные, к примеру, по образованию, культуре, спорту… Я обычно стараюсь присутствовать на всех комиссиях. Конечно, большая часть бюджета незыблема: положена зарплата школам-садикам, коммунальные платежи, ещё какие-то обязательные вещи - их не подвинешь. Заключён контракт на уличное освещение, реконструкцию дороги - тоже не тронешь. Но та малая часть, которая пойдёт уже не на «пропитание», образно говоря, а на развитие - тут можно какие-то инициативы обсудить. Вот для примера, осенью 2018 при формировании бюджета Сысерти на 2019 год на согласительной комиссии предусмотрели средства для привязки типового проекта школы в Щелкуне по инициативе депутата с территории Алексея Бондарева. Изначально денег на эту программу не закладывалось, но комиссия поддержала. И финансисты изыскали возможность.

Ещё у нас есть перечень депутатских наказов. Каждый депутат, когда житель обозначил ему какую-то проблему, звонит в аппарат думы, специалисты думы её обрабатывают, передают в профильный отдел администрации, получают ответ (промежуточный или окончательный), вносят всё это в таблицу, которая обновляется и периодически сбрасывается депутатам. Раз в год обсуждаем: что можно сделать по ним, что нет, что в долгой перспективе, что быстро. Для примера: установить светофор на перекрёстке, оборудовать пешеходный переход, сделать тротуар, мост…

Нам же, жителям Заречного, остаётся лишь надеяться на то, что новый состав Думы сможет отстоять своё право и прекратить порочную практику «вечно тощего» бюджета, которым распоряжаются лишь чиновники.



ТЕМЫ НЕДЕЛИ

22-28 октября 2021 г.

Метахудожник

Песня про вечно тощий бюджет

Другие зареченцы - Живём как до короны

Прививка от COVID-19 - Всё-таки да или нет

Не по сценарию

Русский ниндзя

Книги - не лучший подарок

На должность главы претендуют трое желающих

Шляпных дел мастерица

Заречный в сети

Началась рассылка налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов за 2020 год

Микрозелень - модно полезно вкусно

Нежные пяточки

Евгений Куйвашев - Благоустройство городов даёт кумулятивный эффект

Восстанавливая память

А часики-то тикают

Ищем родственников героев Великой Отечественной

Красота спасёт

Поздравляем

Вафли из тыквы

Книга рекордов Заречного

Осеннее очарование - зареченцы победили

Инженеры Белоярской АЭС сделали связь между ремонтными бригадами в 4 раза доступнее

Два инженера Белоярской АЭС выступят на всероссийском чемпионате WorldSkills Hi-Tech

Вопрос в редакцию


№43 от 28 октября 2021 г.
 

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Власть и общество»