Непокорный

«Зареченская Ярмарка» №40 от 07 октября 2021 г.
Непокорный

С 1 августа 2021 года в соответствии с Федеральным законом «Об упразднении некоторых районных судов Свердловской области…» Заречный районный суд прекратил свою работу. Однако благодаря его сотрудникам, в том числе судье Юлии Букатиной, нашу рубрику «Из зала суда» удалось сохранить. Это значит, что мы продолжим знакомить зареченцев с реальными судебными историями, которые будут разъяснять действующее законодательство, помогут избежать совершения правонарушений и преступлений. Изучайте законы и берегите себя, дорогие читатели!

Сегодня расскажем об опыте водителя одной из крупных организаций Заречного, который сумел доказать, что его уволили незаконно, и добился восстановления на работе.

Алёна АРХИПОВА

Георгий Окладников* работал водителем автобуса 1 класса на ООО «Импульс-Авто»* с ноября 2009 года. За десять с половиной лет добросовестной службы не имел ни одного нарекания, всегда числился в активистах, участвовал в общественной жизни города и своей организации, например, не раз становился частью её карнавальной команды, за что имел много поощрений, грамот и благодарностей…

Всё изменилось, когда в начале 2020 года мужчина поссорился с руководством - решил отстоять свою точку зрения в принципиальном, на его взгляд, вопросе. С тех пор проблемы на работе посыпались на него, как из рога изобилия. Началось всё с того, что Окладникова пересадили с современного комфортабельного автобуса на грузовик, теперь он трудился в категории «водитель 5 разряда». В мае 2020 года Георгию объявили замечание за то, что он находился на рабочем месте (в салоне своего «Камаза») без медицинской маски. За данное дисциплинарное взыскание водителя лишили оперативной премии за месяц.

Далее в течение полугода мужчина трижды получал выговор за то, что при вождении служебного автомобиля превышал скорость. Нарушения выявил специальный прибор - бортовой контроллер системы «АвтоГРАФ» (ГЛОНАСС), установленный в рабочей машине. На данных основаниях Георгия Окладникова ещё дважды лишали месячной премии: за июнь и за август 2020 года.

Последним стал конфликт в один из декабрьских дней 2020 года. Утром при проведении разнарядки начальник транспортного участка дал водителю указание съездить в Екатеринбург за запчастями на автомашине «УАЗ Патриот». Окладников напомнил, что он теперь водит самосвал, и потому попросил руководителя оформить официальный приказ о переводе его на легковой автомобиль «в связи с производственной необходимостью». Начальник мужчине отказал, и тот никуда не поехал. Вместо этого Георгий обратился в здравпункт организации: из-за эмоционального разговора на повышенных тонах у него поднялось давление, ухудшилось общее состояние. Пришлось обращаться в МСЧ-32, где узкий специалист поставил неутешительный диагноз, требующий в ближайшем будущем проведения операции. Так как на тот момент оформлять больничный лист не было необходимости, Георгий Окладников вернулся после обеда на рабочее место. Однако руководство ООО «Импульс-Авто» инициировало служебную проверку, после которой мужчина был уволен «на основании неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии нескольких дисциплинарных взысканий».

Водитель решил защищать свои права в суде. Во-первых, как утверждал Георгий, медицинская маска у него была, просто была спущена до подбородка. Кроме того, он не был ознакомлен с соответствующим приказом о ношении масок, так как в момент проведения инструктажа находился в госпитале на лечении.

Во-вторых, Окладников считал, что все три раза, когда получал выговоры, он не нарушал правил дорожного движения. За 20 лет работы водителем он вообще ни разу не привлекался к административной ответственности за превышение скорости. По мнению мужчины, бортовой контроллер не является прибором учёта скорости, так что «АвтоГРАФ» использовали против него незаконно. К тому же в заключениях по итогам служебных проверок имелись противоречия.

В-третьих, как заверял Георгий Окладников, в Екатеринбург он ехать не отказывался, просто хотел, чтобы разнарядка была официальной. Самовольно место работы он не покидал, а обратился за медицинской помощью в связи с плохим самочувствием - это подтверждается медицинскими документами. От листка нетрудоспособности водитель отказался и вышел после обеда на работу. Таким образом, им не было допущено неисполнение трудовых обязанностей, а значит, и уволили его незаконно.

На данных основаниях мужчина требовал признать все вынесенные в отношении него дисциплинарные взыскания незаконными. Также требовал признать незаконным использование в отношении него бортового контроллера системы «АвтоГРАФ». Окладников настаивал, чтобы ему выплатили премию за три месяца. Просил признать незаконным и отметить приказ о его увольнении, а также восстановить его на работе в должности водителя 5 разряда. Он требовал взыскать с ООО «Импульс-Авто» в свою пользу заработную плату за время вынужденного прогула с декабря 2020 года по дату восстановления на работе и 50 000 рублей компенсации морального вреда.

Представители ответчика возражали против удовлетворения исковых требований, так как считали, что оспариваемые приказы были изданы по законным основаниям. Во-первых, маска на подбородке Окладникова не выполняла фактических функций по защите его дыхания, тем самым водитель нарушил приказ губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года и приказ гендиректора предприятия от 20 апреля 2020 года, которые появились в связи с ухудшившейся эпидобстановкой.

Во-вторых, навигационная система ГЛОНАСС установлена на каждом транспортном средстве предприятия в соответствии с законом и призвана следить, в том числе, за соблюдением водителями скоростного режима. Во время проверок бортовой контроллер выявил, что Окладников неоднократно нарушал правила дорожного движения. За это в соответствии с уставными документами ООО «Импульс-Авто», должностными инструкциями, Положением об оплате труда и другими документами он был трижды привлечён к дисциплинарной ответственности и лишён премии на законных основаниях.

В-третьих, по мнению ответчика, в декабре 2020 года истец нарушил прямое указание руководства - отказался ехать в город в связи с производственной необходимостью, требовал приказ о переводе его на легковой автомобиль. Вместе с тем водитель 5 разряда, в соответствии с должностной инструкцией, допускается к управлению легковым автомобилем без дополнительных приказов. Георгий Окладников же фактически не стал выполнять свои трудовые обязанности, отсутствовал на рабочем месте несколько часов. При этом доказательств того, что был в больнице, не предоставил - больничный лист не оформил. За это он и был уволен.

О том, какое решение в данном гражданском споре принял Заречный районный суд, читайте в следующем номере.

*Персональные данные изменены.

Сейчас в каждом автобусе установлен бортовой контроллер системы “АвтоГРАФ” (ГЛОНАСС), который фиксирует и нарушение водителями правил дорожного движения.