Атомная провинция

«Зареченская Ярмарка» №40 от 07 октября 2021 г.
Атомная провинция

О том, как три парня из Заречного рвали шаблоны и поражали воображение.

- Строишь лодку, потому что хочешь. А воды нет. Но потом вода придёт обязательно. А лодка у тебя уже есть. И ты плывешь, - примерно такой, по мнению художника Виктора Давыдова, была художественная ситуация в Заречном в 90-е годы.

«Давай построим лодку, вода придёт потом» - название новой выставки в Ельцин Центре, которая как раз сейчас проходит в Екатеринбурге. В неё вошла часть архива, связанная с деятельностью художников Виктора Давыдова, Анатолия Вяткина и Сергея Павлушина. Многие помнят, что эта команда носила символичное название «Атомная провинция».

Юлия ВИШНЯКОВА

Хронологической лентой вдоль круглого зала на третьем этаже Ельцин Центра идёт история «Атом-ной провинции» длиною в 25 лет. Есть мнение, что архивные выставки скучны и не так динамичны, но в данном случае скучать не получится. Масштаб личностей впечатляет. Да и творческое видение зареченских художников скучным не назовёшь. Для своего времени они были первопроходцами во многом. Не всем понятными. Но яркими. Смелыми. Дерзкими. Остроумными.

Пространство выставки - это пригласительные билеты, афиши, фотографии, видео, документы, рассказывающие о перформативных проектах, благодаря которым о Заречном узнали не только как о городе, где есть атомная станция.

Директор арт-галереи «Ельцин Центра» Илья Шипиловских пояснил: «Нам важно показывать новейшую историю страны в разных её проявлениях. Без группы «Атомная провинция» это представить невозможно. Выставка охватывает работы объединения с конца 80-х по сегодняшний день. Чтобы разгадать те загадки, которые мучают нас сегодня, мы должны обратить внимание на то, как оказались в точке, где мы сегодня есть. Эта выставка может помочь».

Перформативное искусство Урала начало активно развиваться в 1990-х годах, существенно отставая от столичной ситуации. Одними из первых, кто обратился к этой художественной форме, как раз и стали участники галереи «Атомная провинция».

Но началось всё с кинофестиваля «Лики», о котором в Заречном до сих пор вспоминают с тёплой ностальгией. Кинофестиваль, организаторами которого выступили муниципалитет Заречного, федерация киноклубов и спонсор - совместная советско-французская фирма «Корус», проходил в Заречном два года - в декабре 1990 и 1991 годов. Благодаря фестивалю в Заречном побывали знаменитые Нонна Мордюкова, Маргарита Терехова, Ирина Мирошниченко, режиссёры Валерий Тодоровский и Алексей Балабанов. Художественное оформление кинофестиваля также было на высоте. Афиши, пригласительные билеты, печатная продукция, - то, что сейчас принято называть фирменным стилем, создавали именно Давыдов, Вяткин и Павлушин.

А потом понеслось. Дебютным перформансом стала работа «7 дней из жизни птиц» 1993 года. Участники галереи «Атомная провинция» обрили друг другу головы, чтобы получить вид, похожий на яйцо. В статьях по искусству этот творческий акт принято объяснять так: «Художники стремились понять чувства и ощущения человека, который превращается в птицу». «Тогда проживание личной истории напоказ было вызовом традициям социализма, прежней политике», - писал Виктор Давыдов в комментарии для вы-ставки «Ура, Урал!».

Художники продолжали рвать шаблоны и поражать воображение зареченцев. В 1993 году совместно с приглашёнными из далёкой Швейцарии художниками Арно Йери и Мартином Вальхом они провели перформанс «Искunstво»: представьте, у ДК «Ровесник» под грохот нечеловеческой музыки были расставлены жестяные бочки, куда любой горожанин мог положить записку со своим заветным желанием. А потом бумажки сожгли, а пепел развеяли по ветру… Этот перфоманс принято трактовать так: «Символическое сожжение и прощание с пеплом, развеянным по ветру, по мысли художников, освобождало от ненужных мечтаний».

В 1994 году в Музее молодёжи прошла выставка художников «Атомной провинции» «Для Ивана». Особенностью её стало то, что в центре выставочного зала они поместили террариум, в котором находилась жаба по имени «Иван». Этот Иван, по мнению художников, и был тем самым благодарным и молчаливым зрителем.

Точной даты, когда объединение перестало существовать, нет. Рефреном «Атомная провинция» проходит и через персональное творчество художников. Более того, индивидуальные работы зареченцев впечатляют не меньше коллективных. Так, в 1999 году, в разгар предвыборной кампании, Виктор Давыдов осуществил «Подкуп покупателей», отправив из центра города по течению реки 50 пенопластовых голосующих рук с привязанными в качестве грузила бутылками водки.

В 2005 году на набережной реки Исеть в Екатеринбурге появился уникальный памятник, который теперь, наверное, известен практически на весь мир - памятник клавиатуре. Площадь «Клавы» превышает 60 квадратных метров. Создателем её является наш Анатолий Вяткин.

…На открытии выставки авторы были немногословны.

- О наших работах говорят, что это важно. Но раньше на них никто не обращал внимания. А сейчас обратили. Это здорово, - отметил Виктор Давыдов.

- Когда мы начинали, не было интернета. И мне кажется, когда три парня из провинции задались какой-то целью и достигли её без социальных сетей - это мотивирующая ситуация для тех людей, которые сомневаются. Так что не сомневайтесь, идите вперёд, - добавил Анатолий Вяткин.

Даже сейчас, когда на дворе 2021 год, события начала 90-х кажутся чем-то далёким и уже каким-то нереальным. Поэтому важно, что с начала 2021 года Арт-галерея Ельцин Центра при поддержке Музея современного искусства «Гараж» собирает архив современного искусства Екатеринбурга. Оцифрованные материалы будут доступны на платформе russianartarchive.net. Сохранятся там и работы наших земляков.

Анатолий Вяткин:

Если сравнивать начало 90-х и нынешнее время с точки зрения возможностей для творчества, то когда было комфортней, интересней?

- По интересности разницы нет, - уверен Анатолий Вяткин. - А комфортней были 90-е. Тогда для нашей работы было достаточно финансирования. Ведь причин, по которым «Атомная провинция» пе-рестала существовать, несколько: это переезд Сергея Павлушина, а потом и его смерть; и то, что прекратилась воз-можность получать финансирование на большие проекты, поэтому приходилось делать что-то локальное. К тому же, в 90-е был какой-то творческий взрыв, ажиотаж, мы были молоды.

Даже сейчас, когда современное искусство стало привычной частью нашей жизни, сложно представить, чтобы на ступенях ДК «Ровесник» под музыку сжигались «мечты» горожан…

- Не важно, подготовлены люди или нет, если они сталкиваются с позитивной атмосферой, то и реагируют позитивно. Да, народ тогда был поражён пер-фомансом «Искunstво», но не помню, чтобы это кого-то возмутило или разозлило. К тому же, на следующий день после сожжения записок погода переменилась: день был тёплым и солнечным. Такое вот совпадение.

А нет ли желания сделать в Заречном новый перфоманс, так сказать, тряхнуть стариной?

- Чтобы повторить, нужна среда. Ат-мосфера. В 90-е мы могли свободно себя выражать. Сейчас, анализируя ситуацию, я понимаю, что любую идею придётся воплощать с оглядкой, подходить к её выбору избирательно. Заниматься самоцензурой. Да и возраст уже не тот. Сейчас время для новых людей, и, судя по уличному искусству Заречного, такие люди в городе есть.

50 пенопластовых голосующих рук с привязанными в качестве грузила бутылками водки отправили вниз по течению реки.

У ДК «Ровесник» в жестяные бочки горожане складывали записки со своим

желаниями. А потом бумажки сожгли, а пепел развеяли по ветру…