Последний выпуск
№ 13 от 28 марта 2024 г.
Газета вышла вчера

Архив №4 от 28 января 2021 г. Поколение Альфа

Поколение Альфа

Поколение Альфа

Мы знали, что у наших детей будет другое детство, но не догадывались, что такое…

Второй год мы живём в мире, где царит пандемия. Школьники при любом подозрении на контактность отправляются на дистант. Учащиеся техникумов толком из него и не выходили. Дополнительное образование стало медленно оживать лишь на текущей неделе. Путешествия, общие развлечения стали чем-то совсем исключительным.

Юлия ВИШНЯКОВА

- Весной я очень боялась за детей, мне казалось, что коронавирус подстерегает их везде: в подъезде, на детской площадке, в гостях у родственников и друзей. Поэтому мы сидели дома, гуляли на балконе и ограничили общение с внешним миром. Учёба дистанционно –без проблем, нет кружков – отлично. К лету моя истерика и силы закончились. Я разрешила им гулять, общаться со сверстниками. Сейчас наблюдаю, как спокойно дочь сообщает, что их класс уходит на дистант, так как у одноклассника заболели родители и он сам оказался «положительным». Вижу, как ловко и привычно надевает маску, когда мы заходим в магазин. Удивляюсь, как легко для своих восьми лет она управляется с новым ноутбуком, как быстро набирает на клавиатуре нужные слова, как не боится уроков по Зуму… Я знала, что у моих детей будет другое детство, не как у меня, но и представить не могла, что оно будет таким… И я с некоторой тревогой думаю о том, как всё происходящее сегодня отразится на будущем моих детей. Оставит ли какие-то травмы из-за тревожности окружающих, постоянно меняющихся условий обучения, ограничений. Ведь все мы родом из детства, - размышляет одна из зареченских мам. Замешательство взрослых видно невооружённым взглядом. Любая родительская жалоба на дистанционное обучение, появившаяся в соцсетях, тут же провоцирует скандал. И не важно, на что жалуются родители, - на несовершенную систему дистанта и образовательных онлайн-платформ или на то, что у детей катастрофически падает зрение. Тут же появляются ожесточенные комментарии в стиле: «Вы совсем уже? Хоть понимаете, сколько людей сейчас болеют? Видели статистику смертности? Дистанционка - необходимая мера!» И тут же другая крайность, в виде опасений о том, что на таком псевдообучении мы выращиваем поколение недоучек. Оценить масштаб кризиса можно будет спустя время, но исследователь Марк МакКриндл уже сейчас попытался выделить последствия пандемии для «поколения Альфа».

«Поколение Альфа» - один из вариантов обозначения поколения. «Альфы» родились в 2010 году и позже - это дети миллениалов, часто - младшие братья и сёстры представителей поколения Z.

Более четырёх из пяти взрослых (84%) считают, что распространение вируса и связанные с этим изменения в привычном образе жизни будут играть значительную роль в формировании сегодняшних детей.

Образование

Сфере образования пришлось адаптироваться в ответ на ограничения. Хотя переход в онлайн-формат и не обошёлся без проблем, 71% родителей - участников исследования МакКриндла оценили это в основном как положительный опыт, а 82% взрослых в целом согласны с тем, что образование в большей степени перейдёт в цифру в будущем. Тем не менее, школ не хватало - не только из-за того, что родителям приходилось совмещать работу с контролем обучения своих детей, но и потому, что школы являются местом для коммуникации и социализации. «Поколению Альфа» будет привычно использование таких инструментов, как Zoom, и активное участие в мероприятиях виртуального мира. COVID-19 ещё больше укрепил роль технологий в жизни «поколения Альфа», которое уже и так формировалось под их влиянием, но при этом показал и ценность личного контакта.

Семья

Время, проведённое с семьёй, увеличилось благодаря социальной изоляции, и этот фактор окажет большое влияние на следующее поколение детей, считает МакКриндл. Родители, привыкшие к командировкам, осели дома, удалённая работа позволила им более гибко структурировать своё время.

Это одно из самых позитивных влияний COVID-19: 52% опрошенных указали, что возможность проводить больше времени с близкими была хорошим опытом, и хотели бы, чтобы так продолжалось дальше.

Представившаяся уникальная возможность может стать толчком к смене приоритетов в семьях.

Дружба

Общение и дружба очень важны для «поколения Альфа», которое находится в возрасте, ключевом для социализации. Хотя Zoom и виртуальные совместные ужины позволили частично выстроить социальное взаимодействие, оно не может заменить полноценное общение лицом к лицу, которое имеет решающее значение для развития ребёнка.

Гибкость

Большинство маленьких детей впоследствии будут помнить больше то, как семья вела себя во время коронавирусной паники, чем что-либо конкретное о самом вирусе. Дети наблюдают за взрослыми и учатся реагировать на стресс и неуверенность. Поэтому детей нужно учить устойчивости, а не панике. 78% участников исследования МакКриндла согласились, что опыт пандемии сделает сегодняшних детей более устойчивыми психологически.

А что говорят «зеты»?

Пока маленькие дети не в полной мере осознают, что происходит в мире, более взрослые «зеты» ощущают на себе практически все последствия пандемии, что и их родители. Почти половина опрошенных представителей поколения Z заявила, что COVID-19 имел крайне сильное или существенное влияние на их жизнь. Цели и мечты поколения Z - хорошо сдать экзамены, проводить время с близкими и работать, чтобы накопить на путешествия. COVID-19 изменил всё это. Интересно, что «зумеры» наиболее склонны считать, что COVID-19 увеличит желание детей следующего поколения путешествовать и исследовать мир. «Зеты» отмечают, что скука (51%), меньшая физическая активность (47%) и повышенное чувство одиночества (41%) во время ограничительных мер влияют на них наиболее сильно, причём значительно больше, чем на любое другое поколение.

Эта жизнь для них органична…

Конечно, выводы Марка МакКриндла заслуживают внимания. Но интересно узнать, что думают по поводу поколения пандемии наши местные специалисты. На эту тему мы поговорили с детским и семейным психологом Анной Цоколовой (https://vk.com/an-na_psycholog):

- Я считаю, что произошедшее намного сильнее сказалось на взрослых, чем на детях. Именно дети, которые, как принято говорить, родились с гаджетами в руках, оказались подготовленными к тому новому виртуальному миру, который принесла с собой пандемия. А мы, привыкшие к живому общению, как раз и получили большой стресс. Может быть, этот стресс и создаёт ощущение, что дискомфорт от ситуации испытывают и наши дети. Но дети гораздо более лабильны, то есть психика у них более гибкая, поэтому они и адаптировались легче. Работая и со взрослыми, и с детьми в кабинете психотерапии, могу сказать, что дети происходящему в основном рады. Им нравится, когда не нужно рано вставать, куда-то идти. Нет стресса с коммуникацией. Это мы считаем, что общение очень важно. Но для большинства школьников общение со сверстниками в классе – это стресс. Друзья тоже не пропали в этой заварухе. Дети как общались онлайн, там и общаются. Да, дети стали меньше гулять… Они и до пандемии не гуляли. Для них ничего не изменилось. Эта жизнь для них более органична, чем для нас с вами.

Да, есть урон от отсутствия нормального полноценного допобразования. Тут многое зависело от мотивации и самодисциплины. Если педагог нашёл силы вести онлайн занятия, то потери небольшие. Но то, что многие не сделали этого, конечно, скажется. Остаётся надеяться на будущее, и на то, что дети смогут догнать то, что потеряли. Что касается старшеклассников, студентов, то да, особенно расстроены те ребята, которые только поступили в учебные заведения и очень ждали начала нового этапа в своей жизни. Я со многими из них встречалась и вижу, что они верят в лучшее, верят, что вернутся к нормальному обучению. Все понимают, что пандемия не может быть вечной. Не только из-за вакцинации и коллективного иммунитета, но и потому, что психологически мы это не выдержим. Социум не позволит в таком обострении находиться долго. Я считаю, что будущее детей зависит не от пандемии, а от семьи. Если все в тревоге, то и ребёнок будет бояться. Если родители злы на ситуацию, то ребёнок тоже будет в злости и испуге. Если родители спокойны и адаптивны, находят плюсы и транслируют это ребёнку, то ребёнок воспримет это нормально и спокойно. Если взглянуть на ситуацию иначе, то мы увидим, что наш мир расширился: оказалось, что многое можно сделать удалённо. Это расширение наших возможностей, а не потеря.



1894407

Комментарии (3)

  • e
    pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:29
  • e
    pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:30
    • e
      pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:30

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Увлечения»

  • В конце октября, в честь 26-летия нашей газеты, открылась первая в городе арт-студия. Такой необычный подарок жителям сделала редакция газеты «Зареченская Ярмарка».

  •  

    В поисках нужного товара зареченцы всё реже посещают местные магазины, предпочитая сделать заказ по интернету. Так экономятся и силы, и время, а часто и деньги.

  • Счастье в Движении
    №12 от 21 марта 2024 г.

    В 2024 году хореографическая студия «Движение» отмечает 30 лет. И мы продолжаем рассказывать историю развития коллектива. Сегодня яркими воспоминаниями делятся старшие артисты - участницы женской группы.

  •  
    Игра началась
    №09 от 29 февраля 2024 г.

    Игра началась Девятиклассница Аксиния Ставыщенко занимается разработкой компьютерных игр. Юлия ВИШНЯКОВА Финал второго сезона Всероссийского конкурса по поиску и развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру» пройдёт с 1 по 5 марта 2024 года в…

  • Приметы весны
    №11 от 14 марта 2024 г.

    Началом календарной весны считается 1 марта, а астрономической, когда день сравнивается с ночью, - 21 марта. Но в реальности на Урал весна всегда приходит непредсказуемо, иногда вопреки прогнозам синоптиков.

  •  
    Любовь в Движении
    №07 от 15 февраля 2024 г.

    Говорят, тот, кто хоть раз в жизни познал радость танца, больше никогда от него не откажется. Это можно сказать и о Елене Сергеевне Моисеевой, основательнице и руководителе хореографической студии «Движение», которая в 2024 году отмечает 30 лет.