Куда мы катимся

«Зареченская Ярмарка» №31 от 05 августа 2021 г.
Куда мы катимся

В этом году не заметить электрические самокаты в Заречном просто невозможно: бодро катятся на них не только подростки и молодёжь, но и люди среднего возраста. А определённые модификации нового транспортного средства приглянулись даже пожилым садоводам, которые весело едут на таком транспорте до своих садовых участков. Почему же электросамокаты так понравился зареченцам и какие опасности они таят?..

Юлия ВИШНЯКОВА

На самом деле Заречный в вопросе самокатного движения – не исключение. Всплеск интереса к этой технике возник во многих городах нашей страны. В России первые сервисы по прокату электросамокатов появились в 2018 году, пионером здесь, конечно же, была Москва. В последующие годы удешевление производства литий-ионных батарей и рост объёмов их производства, а также массовое производство относительно надёжных компактных электродвигателей позволили снизить цены на электросамокаты - сейчас вполне приличные модели стоят от 15 до 20 тысяч рублей. Это одна из причин того, почему за последний год сервисы проката электросамокатов появились уже во многих российских городах, в том числе и в Заречном.

Электросамокат хорош всем - он компактен, его можно носить с собой, в том числе и в лифте, им легко управлять - каких-то специальных навыков не требуется, он прост в обращении - нужно лишь вовремя заряжать батареи и изредка смазывать подшипники, ну и, наконец, для передвижения на нём не нужно прикладывать физическую силу - электросамокат способен поднять своего владельца даже в гору. При этом современные бюджетные модели могут развивать скорость до 30 километров в час (более дорогие модели - и 50 километров в час) и имеют запас хода на 20 километров без подзарядки. Кроме того, электросамокаты экологичны, а это сегодня тоже важный тренд.

Всё это делает электросамокат довольно удобным средством передвижения в условиях города. К этому делу быстро подключился бизнес - сервисы по прокату электросамокатов пошли в массы. В случае с прокатом клиенту не нужно думать ни о техническом состоянии электросамоката, ни о том, где его хранить, подзаряжать - просто заплатил небольшую сумму (в Заречном это в среднем 250-290 рублей в час) и воспользовался им только тогда, когда это необходимо.

- Я купил электросамокат, чтобы ездить на работу, до этого ездил на велосипеде, - рассказывает зареченец Алексей. – Теперь чередую эти два вида транспорта, и скажу, что этим летом они меня сильно выручили, потому что погода стоит прекрасная, и ездить по городу на автомобиле было бы преступлением.

Но если приобрести электросамокат и несложно, то вот создать для этого транспорта инфраструктуру намного сложнее. Есть зоны для автомобилей и зоны для пешеходов, и ни в одну из этих зон электросамокат полноценно не вписывается. По понятным причинам электросамокатчики сперва начали активно передвигаться по пешеходным дорожкам и тротуарам - и сразу же появились случаи травматизма: где-то страдали пешеходы, где-то - сами самокатчики.

Заречному в этом отношении повезло. Городская среда к приходу самокатов была подготовлена. Ещё в 2017 году были реализованы два масштабных дорожных проекта. Во-первых, силами Белоярской АЭС сделана новая вело-пешеходная зона от улицы Лермонтова до БАЭС. Во-вторых, руководитель клуба «Байкер» Василий Галихин, выигравший грант Концерна Росэненргоатом, нанёс разметку, установил дорожные знаки, занизил бортовой камень. Всего на съездах с пешеходных дорожек сделано 40 пандусов для велосипедов, колясок и, конечно же, самокатов. В дальнейшем при ремонте и строительстве дорог это начинание было продолжено: бортовой камень продолжали понижать, а тротуары проектировать так, чтобы на них было место и для пешеходов, и для велосипедистов. Это заметно и на примере улицы Мира, а теперь и на строящихся улице Энергетиков и дороге по нечётной стороне Ленинградской.

Идеальный город

Одна из организаций, занимающихся прокатом самокатов в Заречном, регулярно делает обзоры маршрутов, где можно покататься, и тестирует их. В итоге в список самых удобных мест попали дорога от проката до конца плотины, дорога до атомной станции, набережная, бульвар Алещенкова.

- Мой павильон – сезонный, зимой хорошо продаются фейерверки – продаю их, а летом нужно что-то другое. - Рассказывает предприниматель Максим Калита. – Считаю, что Заречный идеально подходит для электросамокатов: есть куда поехать и на что посмотреть, 60% тротуаров приспособлены для безопасной и комфортной езды. Поэтому теперь на самокатах ездят на свидания, гуляют компании друзей и даже проводят экскурсии для гостей города. Основной наш контингент – люди в возрасте от 20 до 35 лет. При этом мы не даём в прокат самокаты детям без родителей. Что касается безопасности, то о наездах на прохожих на наших самокатах я не слышал, но бывают случаи, когда клиент, несмотря на инструктаж, сам не справляется с управлением, правда, это 1 случай из 100.

Предприниматель отмечает, что особенно востребованы самокаты оказались в мае, видимо, после зимы люди истосковались по драйву, но к лету они стали чем-то привычным, и такого большого спроса уже нет.

- Вначале подумывал открыть ещё и вторую точку на площади, чтобы люди могли брать там самокат, проезжать по городу до Ленинградской и оставлять самокат на второй точке. Но пока с этой идеей притормозил. В целом же думаю, что аренда электросамокатов будет продолжена и в следующем году, - добавляет Калита.

Тише едешь…

И если в Заречном пока, тьфу-тьфу, каких-то громких историй с наездами самокатов на людей нет, то в целом по стране ситуация не столь приятная. Только лишь с января по май 2021 года в России было зарегистрировано 112 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), это данные МВД России. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года прирост аварий данного типа составил почти 195%. Всего в авариях за пять месяцев погибли два человека, 119 были ранены.

Сейчас идёт общественная дискуссия по вопросу регулирования использования электросамокатов в условиях города. Эксперты отмечают, что в законодательстве применительно к электросамокатам, конечно, есть пробелы и их надо устранять. В Правилах дорожного движения упоминание персонального электротранспорта отсутствует, в связи с чем возникает вопрос: считать ли электросамокат обычным самокатом (тогда его владелец должен передвигаться только по тротуарам) или же приравнять его к мопеду (тогда владельцы обязаны иметь права категории М, надевать шлем и соблюдать все правила для владельцев мопедов)? В любом случае тем, кто решил прокатиться на электросамокате, стоит помнить об определённых правилах, которые напоминает Госавтоинспеция: не перевозить детей, пассажиров или крупногабаритные грузы; не развивать быструю скорость; не пользоваться гаджетами, не надевать наушники и капюшон, чтобы иметь максимальный обзор; ездить по тротуару и не мешать движению пешеходов; использовать соответствующую экипировку.

Берегите себя.