Последний выпуск
№ 37 от 16 сентября 2021 г.
Газета вышла 7 дней назад

Архив №30 от 29 июля 2021 г. На ошибках учимся - бросайте трубку - Часть 2

На ошибках учимся - бросайте трубку - Часть 2

На ошибках учимся - бросайте трубку - Часть 2

В настоящее время полиция Заречного готовится к обыску и дальнейшему задержанию интернет-мошенника.

Преступлений, связанных с интернетом и мобильной связью, в Заречном происходит всё больше. В прошлом номере газеты следователь следственного отдела МО МВД России “Заречный” лейтенант юстиции Анна Лайдинен рассказала, как злоумышленники «зомбируют» людей.

Кто же чаще всего попадается на их удочку, каковы особенности расследования таких преступлений и как распознать уловки мошенников?.. Мы продолжаем разговор с Анной Лайдинен.

Алёна АРХИПОВА

А есть особые сценарии убеждения, которые используют мошенники, чтобы выманить деньги?

- Вам могут позвонить «сотрудники службы безопасности банка», спросить, переводили ли вы какому-нибудь Василию Иванову из города Уфы с улицы Ленина, дом №1, например, четыре тысячи рублей. Даже если вы не переводили, убеждают, что сумма этому на самом деле не существующему человеку поступила именно от вас. Далее вам приходит по СМС код с номера 900 (официальный номер Сбербанка).

Примечательно, что сейчас с помощью IP-телефонии мошенники кодируют абонентские номера так, что подменяют настоящие контакты Главного управления МВД России или Федеральной службы безопасности. Даже звонят, представляясь реальным человеком из того или иного Управления. Как только вам поступает на телефон код и вы называете его мошенникам, они спокойно попадают в ваш личный кабинет мобильного приложения. Далее они переводят ваши денежные средства на другой счёт или тот же «Киви-кошелёк», оформляют на вас кредит и так далее.

Также преступники, чтобы убедить вас в своей правоте, легко пообещают, что завтра привезут вам прямо на дом заполненный договор. Прочитав его, вы получите новую банковскую карту, на которой уже хранятся все переведённые деньги. Обманщики даже могут вызвать такси, чтобы вы как можно скорее доехали до банка.

По статистике, чаще происходят преступления по статье «Мошенничество», а раскрывают больше краж с банковского счёта. Почему так?

- В статистику входят, в том числе, и бытовые случаи мошенничества. Что же касается краж, действительно, чаще и быстрее удаётся выявить тех, кто совершил хищение с банковского счёта или карты. Потому что это далеко не всегда хитроумные хакеры, которые действуют с другого конца страны. Очень часто похитителями оказываются знакомые или родственники потерпевших. Порой люди сами дают попользоваться кому-то свою карту, сами называют пин-код, забывают об этом, а потом идут писать заявление в полицию. Бывает, что один гражданин теряет банковскую карту, а другой, вместо того чтобы вернуть находку, начинает ею расплачиваться, используя бесконтактный способ оплаты.

С какими сложностями приходится сталкиваться при раскрытии подобных преступлений?

- Чтобы выяснить, как преступник похитил средства, приходится посылать множество официальных запросов в разные инстанции. На сайтах и интернет-сервисах через запрос мы выясняем, кому принадлежит электронная почта или IP-адрес (уникальный числовой идентификатор устройства в компьютерной сети), с которого действовали мошенники.

В сотовых компаниях заказываем биллинг - информацию, куда и откуда звонил тот или иной абонент, на ком зарегистрирован номер и в каком устройстве находилась сим-карта.

В банках через запросы узнаём все транзакции (операции с денежными средствами), которые проходили на определённом счёте в определённый период времени. Только так мы можем выйти на след мошенника. И, к сожалению, эта работа ведётся не два месяца, которые обычно даются на раскрытие преступления, а затягивается иногда на годы. Потому что те же банки предоставляют нам информацию по запросам не через три дня, как положено, а через месяц, а то и больше. Такая же ситуация обстоит и с запросами в компании сотовых операторов.

В случае с женщиной, которая при покупке смартфона попала на сайт-двойник и лишилась 54 тысяч рублей, расследование продолжалось более года. Сначала мы направили запросы на сайт «Авито», в сотовые компании и банковские организации. После того как банк предоставил нам информацию по транзакциям карты потерпевшей, мы выяснили номер счёта, куда она перевела деньги. Потом пришлось делать новый запрос в банк для получения всех операций уже по данному счёту, потом выясняли контактные данные владельца счёта. И вот, наконец, мы нашли этого человека, получили в суде разрешение на обыск в его квартире. Вскоре выедем на адрес, чтобы изъять всю технику, с помощью которой осуществлялся выход в интернет и проводились остальные преступные действия.

Каков портрет пострадавшего от хищений с помощью интернета и мобильной связи?

- Это может быть любой человек от 18 до 80 лет любого социального статуса и профессии: и директор, и предприниматель, и рабочий, и домохозяйка, и пенсионер. На обман попадались даже бывшие сотрудники банка, которые знакомы с уловками преступников. И всё же большинство потерпевших - люди пенсионного возраста. У многих есть счета в одном-двух банках, на которых лежат внушительные сбережения. Пенсионеры больше всего беспокоятся о своих накоплениях - на этих чувствах и играют преступники.

Был у нас случай, когда пожилая женщина за 80 лет настолько поддалась психологической обработке мошенников, что в банке агрессивно реагировала на других клиентов и сотрудников, которые пытались её остановить. Бабулю просили положить трубку: она всё время находилась на связи с «благодетелями», убеждали, что её обманывают. Бабушка только отмахивалась, сердилась, не хотела никого слушать была как будто под гипнозом. Только когда она всё-таки отправила деньги, поняла, что совершила ошибку.

Что же нужно знать, чтобы не попасть в руки мошенников?

- Помнить несколько правил:

Не отвечайте на незнакомые номера, особенно на те, которые начинаются с +495, +490. Всегда сбрасывайте и занесите номера в «чёрный список».

С большой осторожностью совершайте покупки через интернет-магазины: не сообщайте номер своей карты и другие личные данные. Также внимательно изучите, когда был создан сайт. Найдите в интернете комментарии и отзывы о нём.

На сайте объявлений не переходите ни по каким ссылкам, не вписывайте номер карты и остальные реквизиты, иначе вы рискуете купить товар сами у себя.

Если ваши собеседники не дают вам повесить трубку, контролируют вас, диктуют условия - это мошенники. Службы безопасности не устраивают ни учений, ни спецопераций с физлицами по телефону, и уж тем более не осуществляют переводы денег. Прекращайте разговор!

Такие преступники - хорошие психологи, они используют любую фактическую информацию, чтобы вас «зацепить», поэтому не сообщайте никакие личные сведения о себе и своей семье. Бросайте трубку!

Перевели деньги и одумались? Срочно звоните в банк, заблокируйте операцию, пока не совершена транзакция.

В основном телефонные мошенники представляются сотрудниками трёх банков. На первом месте Сбербанк, на втором - банк «Открытие», на третьем - «Газпромбанк». Названия СКБ-банка и ВТБ используют редко.



Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • В прошлом году о МУП «Теплоцентраль» говорили особенно часто: здесь и очередные выдачи муниципальных гарантий, и скандалы с уволенными сотрудниками, и фирма-двойник, с помощью которой обслуживались муниципальные предприятия.

  •  
    Таксистка - по жизни оптимистка
    №36 от 09 сентября 2021 г.

    Она знает, почему стучит кардан, когда нужно покупать новые тормозные колодки, может самостоятельно поменять колесо или масло. Она за рулём уже 15 лет, 12 из которых работает таксистом. Сегодня гостем нашей рубрики «Есть такая профессия» стала водитель одной из служб городского такси Маро Шимиева.