Деньги и дети

«Зареченская Ярмарка» №24 от 17 июня 2021 г.
Деньги и дети

Одни копят себе на учёбу, другие спускают всё в ближайшем магазине…

Тема денег и детей очень обширна, сложна и вопросов рождает великое множество: давать или нет карманные деньги? А если давать, то сколько и за что? Как говорить с детьми о деньгах, чтобы они понимали их ценность и не стали в будущем вечными кредиторами или скрягами? Что лучше - наличные или банковская карта? Финансовая грамотность для детей сегодня не менее важна, чем знание правил дорожного движения или этикета. Вместе с экспертами мы решили попробовать разобраться в этой теме.

Юлия ВИШНЯКОВА

От Зубной феи …

- Моему сыну 6 лет, карманные деньги появились у него лет с 4-х. Дедушка и бабушка поощряли старшую дочь и ему выдавали небольшие суммы, чтобы не было обидно. Особого интереса он к деньгам не проявлял. Складывал их в шкаф и был готов отдать любому. А недавно всё изменилось: он полюбил ходить в магазины. Для него это особый ритуал, как будто, совершая покупки, он чувствует себя взрослее и самостоятельнее. При этом приобретённая вещь или сладость интересует его куда меньше, чем сам факт посещения магазина и оплаты на кассе. И да, он удивляет меня математическими способностями: деньги считает очень легко, быстро ориентируется и понимает, в каком магазине что дешевле. В этом отношении он даже сообразительней меня будет. Но нас с мужем такой интерес к деньгам пугает, и не до конца понятно, правильно ли мы поступаем, выдавая ему мелочь и отпуская одного в магазин, - рассказывает зареченка Елена.

Между тем, нет ничего удивительного в том, что современные малыши с лёгкостью совершают покупки, легко находят выгоду и знают цену деньгам… Во многих местных садиках оборудованы тематические уголки - магазины. С их помощью дети могут отработать необходимые для покупок навыки, пробуют себя в разных ролях. Поэтому и в реальной жизни сложностей у них меньше, чем было у их родителей.

- Дети 3-6 лет, думаю, не совсем понимают цену деньгам, - считает воспитатель детского сада «Маленькая страна» Елена Перевалова. - Зачастую говорят: «Мама/папа работают и зарабатывают деньги, чтобы купить мне вкусняшки/игрушки». Тем не менее, детский сад постепенно даёт им более практический опыт и понимание этой темы. В каждой группе детского сада есть уголок для сюжетной игры «Магазин». Организован так называемый прилавок и ассортимент товаров - дети сами решают, что продаётся в магазине, выбор велик. Чаще это продуктовый магазин.

Ещё частенько любят играть в кафе, но вот оплату за еду не берут. Для подобных игр есть игрушки - касса, деньги. Я своим 5-7-летним детям распечатывала реальные российские рубли, правда, в миниатюре. Ещё у нас у кассы была пластиковая банковская карта. Часто есть в арсенале для подобной игры недействующие пластиковые карты, скидочные карты. Самые простые навыки взаимодействия с деньгами в играх отрабатываются. Но вот не всегда в игре обозначают конкретные цифры, не устанавливают стоимость товара, соответственно, и считать деньги не получается.

Интересно, что некоторые дети рассказывают, что копят деньги на что-то, делятся, сколько им под подушку положила Зубная фея (порой в шоке бываем от названных сумм), иногда хвастают, на что их потратили - конфеты, игрушки, игры, костюмы для игр, некоторые что-то коллекционируют и покупают новый элемент в коллекцию. Мне кажется, что лучше всего начинать знакомить с финансовой грамотностью через совместную игру, детям такой способ очень нравится и в то же время понятен. Сейчас много настольных игр, связанных с этой темой. Там, например, нужно подумать, сколько денег и как заработать, чтобы что-то приобрести: «Монополия», «Колонизаторы».

Обучение финансовой грамотности продолжается и в школе, иногда педагоги придумывают креативные мероприятия.

- Когда я работала классным руководителем, мы проводили для ребят практические занятия, которые как раз и учили их обращению с деньгами. Например, дети делились на группы, им давалось задание: под присмотром родителей приготовить пиццу или нечто подобное. Выделялся оговоренный бюджет. А затем ребята с этой суммой шли в магазин и самостоятельно решали, какие ингредиенты, в каком количестве и по какой цене они могут купить. Сегодня умение обращаться с деньгами, рассчитывать бюджет, с умом совершать покупки очень важно, - рассказывает директор школы №7 Ирина Стукало.

…к банковской карте

- В 10 лет мы завели дочери её личную банковскую карту, туда переводим карманные деньги и стипендию главы. Мне легче контролировать её расходы, потому что сообщения о тратах приходят мне на телефон. И ещё мне кажется, что теперь она стала экономней. Карточка дала ей ощущение взрослости, поэтому и к тратам, и к накоплениям она стала относиться как будто серьёзней и ответственней, - рассказывает Екатерина.

Интересно, что, по данным самих банков, каждый пятый ребёнок в нашей стране уже имеет свою банковскую карту или личный счёт. Банковские карты для детей бывают 2-х видов: детские - для детей до 14 лет и молодёжные - для подростков с 14 лет. При этом эксперты выделяют как плюсы, так и минусы такого электронного кошелька. Карта помогает ребёнку получить навыки разумного обращения с деньгами, планирования расходов. С помощью мобильного приложения и банковской «копилки» ребёнок может откладывать часть денег на финансовую цель. Карта учит его жить по средствам и не тратить больше, чем есть на балансе. По данным научных исследований дети, которые пользуются дебетовыми картами, во взрослом возрасте относятся к кредитным картам осторожнее своих сверстников. Они со школьного возраста начинают понимать, что такое комиссия банка, лимит денежных средств, почему его нельзя превышать. Однако при пользовании картой у ребёнка нет физического ощущения денег. Поэтому с карты деньги тратятся проще и быстрее. Эксперты советуют открывать детскую карту лишь тогда, когда ребёнок понимает ценность денег и освоил основы планирования и учета расходов.

И чем раньше, тем лучше

С какого же возраста надо начинать говорить с детьми о деньгах?

- Чем раньше вы начнёте обучать детей отношению с деньгами, тем лучше, - уверена заместитель директора Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, директор Регионального центра финансовой грамотности Елена Овсянникова. - И здесь очень важно, чтобы форма обучения соответствовала возрасту ребёнка. С детьми 4-5 лет уже можно говорить про финансовую грамотность на уровне рационального потребления. Мы проводили занятия и обсуждали с ребятами, что важнее для семьи, попарно сравнивая продукты. Давали выбор: молоко или сгущёнка? Разбирались, что можно сделать из сгущённого молока, а кому больше пользы принесёт простое молоко. Потом мы вместе обсуждали, как быть, если денег хватает на что-то одно. Таким образом, дети в форме игры разбирали понятия «приоритетность» и «ограниченность денежных средств». Это важные понятия, потому что все дети ходят с родителями в магазин. И мы часто видим ситуацию, когда ребёнок может падать на пол, кричать, требовать купить ему ту или иную вещь. Если нет таких предварительных разговоров, у ребёнка нет понимания системы выбора, естественно, он может начать манипулировать, искренне расстраиваться.

Если есть формат диалога и объяснения, налажен совместный выбор покупок, таких проблем не должно возникнуть. С детьми важно разговаривать: «Ой, а что, у нас папа останется голодным? Он же не ест конфеты, он ест хлеб?» Постепенно дети сами начинают говорить о том, что вредно, что полезно, приходят к решению, что лучше купить. Они чувствуют, что решение им не навязано, они пришли к нему сами, они вовлечены в процесс, с ними обсуждаются покупки, их мнение учитывается. Поэтому, чем раньше эта практика начнётся, тем лучше.

Какие ещё формы обучения найдут понимание у детей?

- Есть сказки, которые могут многое объяснить. Например, через сказку про трёх поросят, которые построили свои домики из разных материалов, можно вводить понятия «дешевле и дороже». Отличный пример - сказка про Буратино. Там и неразумная продажа азбуки, и способы хранения 5 сольдо, и финансовое мошенничество в лице кота Базилио и лисы Алисы. Всё это материал для обсуждения и перевода его в реальную жизнь.

Карманные деньги: по какому принципу и с какого возраста лучше давать, чтобы формировать пра вильное взаимоотношение с деньгами?

- Если мы понимаем, что деньги - это инструмент, с которым мы будем работать во взрослом возрасте, то чем раньше ребёнок освоит базовые основы владения этим инструментом, тем лучше. Он же тоже идёт от простого к сложному. И чтобы понимать, что такое деньги, он должен физически их подержать в руках. Важно объяснить, что с деньгами надо быть аккуратным и хранить их в надёжном месте. Например, можно дать ему две монетки по 5 рублей и, когда он уберёт их в карман, попросить его побегать и попрыгать. Естественно, если карман не закрыт, то деньги выпадут. Обсуждаем: надёжное ли место он выбрал для своих денег? 5 рублей - это не такая великая потеря, но ребенок на практике поймёт, что в карман класть деньги не стоит.

Часто родители разговаривают с детьми по поводу денег, не давая им опыта обращения с этими деньгами. Карманные деньги ребёнок должен освоить со старших групп детского сада. Потому что когда он приходит в первый класс, то большинство родителей уже дают детям реальные деньги. И если у них нет такого опыта, они получают сразу несколько стрессов. Поэтому ребёнок в этом возрасте уже должен понимать и на одном языке разговаривать с родителями о том, что такое аккуратно обращаться с деньгами, что значит положить деньги в надёжное место, на что можно потратить их, а на что - нет.

Важен и переход из школы в студенчество, особенно если ребёнок уезжает из сельской местности или небольшого города в более крупный город учиться. Тут он начинает сталкиваться совсем с другими деньгами. Если студент должен оплачивать обучение, платить за проживание, а у него не было больших денег в руках, он не участвовал в формировании семейного бюджета, противостоять соблазну бывает сложно. У тебя на руках большая сумма денег, и тебя куда-то зовут, ты можешь сходить в кафе, купить телефон… Все недостатки финансового воспитания проявляются в стрессовых ситуациях.

Достаточное ли внимание в сегодняшней школе уделяют финансовой грамотности детей? Изменилось ли что-то за последние годы?

- Изменилось существенно. Тема финансовой грамотности стала обязательным элементом школьного компонента. Её преподают в прикладном формате, используя и математику, и географию. Она входит элементом вопросов в ЕГЭ. Сейчас много методических разработок для педагогов. Так что популяризация темы растёт. Наше Министерство финансов закупило большое количество учебников по финансовой грамотности и распространило среди учебных заведений области. Поэтому ситуация на порядок лучше, чем несколько лет назад.

Давайте обобщим главные принципы, которые надо донести до детей в отношении с деньгами.

- Когда ребёнок появляется на свет, он становится участником игры «экономика». Поэтому важен систематический учёт доходов и расходов на уровне родителей и на уровне детей. Важно объяснить принципы разумного потребления и возможности экономии. Разъяснить вопросы безопасности, связанные с финансовым мошенничеством на примере разных форматов. И здесь важно, что ребята в цифровом плане грамотней родителей, и, возможно, уже они будут учить близких правильно совершать покупки через интернет, отличать фейковые аккаунты магазинов от настоящих.

Родителям же важно донести до детей принцип финансовой безопасности: «Чем больше тебе обещают доходность, тем выше риски». И ещё родители должны объяснить, что решения надо принимать осознанные: если вы осознанно идёте на риск, то вы должны понимать и степень ответственности, которую на себя берёте.

Таким образом, учим детей ответственности, системности, объясняем, как важно получать новые знания и уметь их применять.

Советы от газеты

Настольные игры, которые учат детей обращаться с деньгами, очень помогают.

1. «Игра в жизнь»

Для семейного досуга с детьми от 5-ти лет. Игроки проходят весь жизненный путь с момента выбора пути образование или карьера до выхода на пенсию. Побеждает тот, кто сформировал самый большой пенсионный капитал. В этой игре отлично продемонстрирован жизненный цикл человека, ключевые события (работа, семья, появление детей, вопросы имущества), которые в реальной жизни связаны с финансовыми целями и долгосрочным планированием.

2. «Семья и карьера»

Для игры с детьми от 8-9 лет. Игра демонстрирует основные элементы экономики домохозяйства и показывает связи между семьёй и карьерой. Правила игры на первый взгляд могут показаться слегка запутанными, но, разобравшись в них, понимаешь, насколько продумана эта игра и сколько полезных дискуссий может случиться с детьми в результате.

3. «Денежный поток 101»

Подойдёт для игроков от 10-12 лет, очень популярна среди взрослых. Игра является хорошим тренажёром, чтобы прокачать финансовое мышление, научиться вести домашнюю бухгалтерию и почувствовать разницу между жизнью от «зарплаты до зарплаты» с жизнью состоятельного инвестора.

4. «Стокер»

Эта игра о распределении ресурсов (товар, деньги) на мировом рынке демонстрирует, как работает биржа и как взаимодействуют продавцы и покупатели, имея определённые способы влияния на цену товаров. В «Стокер» любят играть представители корпоративного мира, но для семейного формата (с детьми от 12-14 лет), как показывает практика, она также отлично подходит.

5. «Не в деньгах счастье»

Это тренинг-игра, которая разработана в рамках национального проекта повышения финансовой грамотности при поддержке Министерства финансов. Игра ориентирована на развитие навыков управления семейными финансами и финансового планирования. Есть две версии - для детей от 14 лет и для детей от 9 лет.