Последний выпуск
№ 21 от 21 мая 2020 г.
Газета вышла 8 дней назад

Архив №8 от 20 февраля 2020 г. Прощай местная власть

Прощай местная власть

15 января Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию запустил своеобразный конституционный «переворот» - предложил внести ряд неожиданных поправок в Конституцию РФ. Эти поправки коснутся и местного самоуправления. Происходит всё очень быстро, и, возможно, общероссийское голосование состоится уже 22 апреля. А значит, за два месяца надо разобраться с тем, что происходит. Попробуем начать.

Юлия ВИШНЯКОВА

И затягивать не стоит…

Рабочая группа по изменению Конституции в составе 75 человек была создана сразу после послания президента. Спустя пять дней глава государства внёс в Госдуму законопроект с поправками к 22-м статьям Основного закона, а палата единогласно приняла законопроект в первом чтении уже 23 января. При этом специально созданная Путиным для обсуждения поправок рабочая группа успела провести лишь два заседания, определившись лишь с основными направлениями своей деятельности…Зато второе чтение, которое намечалось на 11 февраля, сдвинули уже до 2 марта. В рабочую группу поступило более 500 предложений.

В то же время президент с одной стороны признаёт, что власти никуда не торопятся, однако считает, что и затягивать не стоит.

- Я не эксперт. В данном случае я мыслю как обыватель, и у меня больше вопросов, чем ответов, - делится своим мнением Галина Щербакова, которая полжизни отдала становлению местного самоуправления. - Во-первых, почему так быстро? Нам не объясняют, почему власть так торопится. Во-вторых, Конституцией РФ не предусмотрено создание рабочей группы для внесения изменений. Однако рабочая группа из 75 человек была создана. Но законотворчество требует специфических знаний. А какие могут быть юридические знания у спортсменки Елены Исинбаевой или у пианиста Дениса Мацуева, мировая слава которого далека от законотворчества? Эти имена пользуются популярностью у наших граждан за их заслуги в сфере их деятельности. На мой взгляд, их авторитет просто используют при принятии совершенно непонятных изменений Конституции…

Сами «с усами»

Что же предложил президент в отношении местного самоуправления? Во-первых, статью 132 Конституции дополнить частью 3, предусматривающей, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Так вводится новое конституционное понятие «единая система публичной власти». Что это такое, в тексте поправок никак не разъясняется. И пока непонятно, как включение местного самоуправления в эту единую систему будет сочетаться со статьёй о его самостоятельности, которую править не стали. Для людей, далёких от политики, открытием может стать тот факт, что сейчас в Конституции России прямо написано, что местное самоуправление «самостоятельно» и не входит в систему органов государственной власти (федеральные и региональные), то есть не должно напрямую подчиняться властям субъектов Федерации.

- Совершенно непопулярное желание встроить в вертикаль власти местное самоуправление, - продолжает Щербакова. - Хотя практически оно уже давно туда встроено. Статья 132 Конституции прямо указывает на то, что «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств». Мы уже сейчас живём так, что всё, что нам «спустят сверху», вплоть до заборов, мы выполняем. Не было никогда местное самоуправление в современной России самостоятельным. Так что внесение изменений в Конституцию по местному самоуправлению мало что изменит в нашей жизни. Разве что бюджет «встроят в вертикаль».

Невозможно в России управлять такой огромной страной только из Москвы. Именно местное самоуправление учитывает, что у Кавказа, Тывы и Подмосковья разные потребности, а главное, разные возможности. Ничего хорошего не получится, если всех будут «стричь под одну гребёнку.

Подтверждением «самостоятельности» МСУ является и тот простой факт, что своих мэров многие города, в том числе и Заречный, выбирает не самостоятельно - за горожан это делает специальная комиссия, наполовину состоящая из представителей государственной (региональной) власти. Кроме этого, среди других возможных изменений в МСУ, которые уже успела проработать рабочая группа, - право органов государственной власти назначать должностных лиц в структуры местного самоуправления.

Кто платит, тот и музыку заказывает

Во-вторых, поправки в статье 133 закрепляют гарантии МСУ на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения муниципальными органами во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение. Ранее в Конституции речь шла только о компенсациях за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами госвласти. Проще говоря, теперь на муниципалитеты не будут взваливать государственные решения, которые надо выполнять за счёт местного бюджета, а гарантируют оплату за их выполнение из бюджета государственного.

Впрочем, самостоятельность органов МСУ в решении внутренних проблем нивелирована уже давно. Местное самоуправление сильно зависит от различных областных вливаний в виде субвенций и субсидий, а где есть «чужие» деньги, там обычно мало независимости. Да и в администрации Заречного это давно не скрывают, фактически живут не чаяниями и потребностями зареченцев, а выполнением целевых показателей, спущенных сверху. Хорошо это или плохо - трудно сказать, ведь жили же мы при Советском Союзе, строили Днепрогэс, летали в космос…

А с народом поговорить?…

Ещё один момент, на который обратила внимание Галина Васильевна, связан с неожиданной необходимостью проведения всенародного голосования по поправкам в Конституцию.

- Какая необходимость вообще вносить изменения в Конституцию? Дело в том, что все предлагаемые сегодня изменения, кроме Госсовета, или уже предусмотрены действующим законодательством, или с таким же успехом могут быть приняты федеральными конституционными законами. И пенсии, и материальные пособия, и многое другое. Было заявлено, что не будут вноситься изменения в 1, 2, 9 главы Конституции РФ. Именно внесение изменений в эти главы требует проведения всенародного голосования. Изменения в 3, 4, 5, 6, 7, 8 главы вносятся при их одобрении 2/3 законодательных собраний субъектов РФ. Почему возникла необходимость опираться на всенародное голосование? Непонятно…

Тем не менее, дальнейший механизм внесения поправок в Конституцию выглядит так: после того как закон примет Госдума и одобрит Совет Федерации, его должны рассмотреть законодательные собрания субъектов РФ, поправки должны одобрить органы законодательной власти не менее чем двух третей регионов. После этого документ поступит на общероссийское голосование, механизм которого сейчас прорабатывается.

Одна из вероятных дат голосования - 22 апреля. Это будет будний день, который специально объявят выходным.

Статья 135 Конституции РФ гласит: «При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей».

- Конституция - основа конституционного строя, основа жизни страны. Нам предлагают внести изменения и не объясняют, зачем это делают. Неопределённость породила массу экспертных мнений, догадок, прогнозов. Все они очень разные, и не внушают доверия, - вздыхает Галина Васильевна. - Такое впечатление, что для того чтобы привлечь население на голосование, в конституцию накрошили всякой всячины. И в первую очередь крошили то, что пользуется спросом, - пенсии, прожиточный минимум, пособия… А ещё обещают организовать в день голосования буфеты, ярмарки, концерты.

Гражданское общество состоится только тогда, когда каждый избиратель будет ответственен за то, за что он отдал свой голос. Я на свои вопросы ответов не получила и не могу сказать, за что я пойду голосовать, и буду ли голосовать вообще.

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Политика»

  • Доходы атомных глав
    №18 от 30 апреля 2020 г.

    На официальном сайте Заречного gorod-zarechny.ru появилась информация о доходах Главы Заречного за 2019 год. Напомним, что в представленные данные входят не только заработанные средства, но и проценты от банковских сбережений, средства, полученные от продажи недвижимости, и так далее.

  •  

    Губернатор Евгений Куйвашев 30 марта подписал указ, расширяющий перечень мер, призванных обезопасить жителей Свердловской области в ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции.

  • Небывалый поток жалоб вызвал электронный аукцион по благоустройству территории парка за ДК «Ровесник». Закупка была размещена 8 апреля, однако к 20 апреля на данный аукцион поступило 6 жалоб в ФАС, в основном от компаний из Екатеринбурга.

  •  
    Глава на удалёнке
    №13 от 26 марта 2020 г.

    Намеченная на 20 марта пресс-конференция Главы города Андрея Захарцева и местных СМИ не состоялась «в связи с введением ограничительных мер в рамках профилактики коронавирусной инфекции».