Новый облик Заречного

«Зареченская Ярмарка» №46 от 12 ноября 2020 г.

Парикмахерская, цветы, аптека, булочная, банк… Расположенные рядом друг с другом магазинчики как будто соревнуются за внимание горожан, а вывески визуально стараются «перекричать» друг друга. Однако современная городская среда всё же должна радовать глаз, а не сводить с ума и не приводить к желанию немедленно перевести взгляд на что-нибудь другое.

Визуальный облик улиц сегодня принято регулировать через дизайн-код. Это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Это касается вывесок, рекламы, элементов благоустройства, навигации и информации. Шаг в сторону внедрения своего дизайн-кода собирается сделать и Заречный.

Юлия ВИШНЯКОВА

Борьба с архитектурной какофонией

29 октября на заседании Думы депутаты Заречного внесли изменения в правила благоустройства. В них среди прочего добавили новый раздел, который касается требований к содержанию фасадов: теперь их определяет постановление администрации.

Опробовать новый подход намерены на Таховском бульваре, который в следующем году ждёт глобальная реконструкция. С собственниками помещений на бульваре администрация ещё в прошлом году заключила соглашение, по которому они обязуются привести фасады и вывески в порядок.

- Постановление администрации по содержанию фасадов на Таховском бульваре сейчас готовится. Прежде процедура согласования изменения фасада была простая: собственник, решивший сделать вывеску над своим помещением, обращается к нам с заявлением, прикладывает эскиз вывески и фасада. Мы могли только для себя решить, нравится нам это или нет. Но наше мнение не было поводом для отказа. А сейчас будет постановление, где будут чётко прописаны критерии к фасадам и вывескам по материалу, цвету, размеру. А за невыполнение этих критериев можно будет наказывать, - пояснил начальник отдела архитектуры и градостроительства Александр Поляков.

Действительно, новые требования к фасадам могут спасти наш город от какофонии, на которую неоднократно обращали внимание люди, разбирающиеся в современном дизайне. Так, в интервью нашей газете одна из победительниц городского конкурса арт-объектов «Заречный - АХ!» урбанист Елена Синельникова говорила:

- Чтобы не было какофонии, чтобы пространство города стало стильным, у города должен быть чётко прописанный документ - дизайн-код. Он становится стилевой основой, исходя из него пишутся технические задания на проектирование. Дизайн-код позволяет общее впечатление от города сделать приятным, чистым. В нём обычно прописывается, как должны выглядеть вывески магазинов на каждой улице, вплоть до цветов и размеров. Например, в Заречном первой улицей, на которую попадаешь, заезжая в город, стала Ленинградская. И сразу создаётся ощущение небольшого обычного и не самого ухоженного городка…

Город без яркой подсветки и бегущих строк

В распоряжении нашей редакции оказался проект постановления, утверждающий требования к фасадам на территории Заречного. Ему ещё предстоит пройти через обсуждение на совете по инвестициям при Главе города, однако уже сейчас становится понятно, какие требования будут предъявляться.

Так, например, запрещается даже фрагмент фасада красить в цвет, «не соответствующий колористическому решению фасадов». Запрещается использовать при отделке сайдинг, профилированный металлический лист, асбестоцементный лист, самоклеющуюся плёнку и баннерную ткань. Нельзя будет размещать наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции в оконных и дверных проемах, если блоки выступают за плоскость фасада и при этом не используются маскирующие ограждения, а также на поверхности главных фасадов, над тротуарами. Альтернатива по кондиционерам предлагается следующая: размещать наружные блоки на кровле зданий, в окнах подвального этажа без выхода за плоскость фасада, на дворовых фасадах в единой системе размещения, на лоджиях, в нишах, с использованием маскирующих ограждений (решёток, жалюзи).

Что касается вывесок, то размещать их рекомендовано на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, на единой горизонтальной оси на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии. Если на одном фасаде размещается несколько вывесок, то находиться они должны на единой горизонтальной линии.

Подсветка вывески должна иметь немерцающий, приглушённый свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений.

Вывески запрещается размещать на лоджиях и балконах, а также на заборах и шлагбаумах. Они не должны даже частично перекрывать оконные и дверные проемы. Также в Заречном вывески нельзя будет делать в виде изображений на электронных носителях - экранах и бегущих строках.

А мы пойдём другим путём…

В последние годы всё чаще власти муниципалитетов озадачиваются созданием дизайн-кодов. Сейчас над ним работают, например, в Екатеринбурге, Перми. Также реализация кода идёт и в Первоуральске - для города отдельно создали брендбук (стандарты стиля) и выделили идентичность: «город трубников», «граница между Европой и Азией». Создали логотип, фирменные шрифты и набор цветовых решений.

Однако внедрение дизайн-кода не всегда идёт гладко. Зачастую волевое решение местных администраций о благоустройстве города в штыки воспринимается бизнес-сообществом, которому предстоит менять вывески в соответствии с новым стилем. А порой предприниматели просто не видят необходимости в таких преобразованиях. Решение власти находят разное. Так, например, в Ижевске за неисполнение дизайн-кода предпринимателям грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Однако пока эти санкции широко не применяются: из 146 бизнесменов, которых привлекли к ответственности за несоответствие вывесок требованиям, только 29-ти был выписан штраф.

В Саратове перемены коснулись лишь вывесок и не были распространены на содержание фасадов зданий. В октябре 2017 года СМИ и блогеры писали едва ли не об открытом противостоянии властей и бизнеса, у которого к новому дизайн-коду было много претензий. В качестве компромисса власти подключили к обсуждению дизайна общественников и предпринимателей, напряжение спало, но страсти не улеглись до сих пор.

Интересный пример внедрения дизайн-кода есть в городе Рыбинске. Инициатором процесса стали не власти, а местный неравнодушный житель - фолк-музыкант Митя Кузнецов. В 2017 году он придумал вернуть центру города исторический облик с помощью вывесок в дореволюционном стиле. Эксперимент проходит на Красной и Соборной площадях, а также на Стоялой и Крестовой улицах. Проект Мити получил поддержку не только в мэрии Рыбинска, но и Русского географического общества. Более того, ему удалось увлечь идеей арендаторов, и вывески были изготовлены за их деньги. В итоге центральные улицы Рыбинска превратились в Музей живой старинной вывески под открытым небом.

Как перемены будут восприняты в Заречном, станет понятно уже скоро.