Творческий подход - Часть вторая

«Зареченская Ярмарка» №44 от 29 октября 2020 г.

В позапрошлом выпуске газеты мы затронули весьма деликатную тему, которая касалась взаимодействия муниципальной власти и городских СМИ. Основываясь на том, что Глава округа Андрей Захарцев признал информационную политику одним из провалов 2019 года, мы постарались проанализировать, что изменилось в этой политике в текущем году.

Чтобы не быть субъективными, мы направили официальные информационные запросы в администрацию города. Ведь, согласитесь, одно дело - то, что полагают журналисты. Другое - то, что фактически заявляют чиновники. Ответы из муниципалитета пришли с опозданием, поэтому сегодня разговор об информационной политике продолжаем.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Главный редактор газеты «Зареченская Ярмарка»

Напомним, провал информационной политики администрации намечался уже с января 2017 года, когда с приходом нового Главы, назначенного по конкурсу, было выпущено внутреннее распоряжение по всей бюджетной сфере, где говорилось о том, что будет разработан список, определяющий должностных лиц, уполномоченных давать комментарии в СМИ. Список этот не появился до сегодняшнего дня. Журналисты лишены права получать прямую информацию как от специалистов администрации, так и от руководителей бюджетной сферы Заречного. С этим был связан наш первый информационный запрос Главе Захарцеву.

Как следует из ответа, чиновники считают, что ведут себя строго по закону. «Взаимодействие сотрудников администрации со СМИ строится строго в соответствии с ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе», п.9 ст.14 которого установлен запрет, связанной с муниципальной службой: муниципальному служащему «запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии местного самоуправления и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности».

Таким образом, если у чиновника в должностной инструкции не прописано взаимодействие со СМИ, то даже при всём желании контактировать с журналистами он не может и не будет, если, конечно, дорожит своим рабочим местом. Это понятно. Непонятно другое: кто же всё-таки в нашем муниципалитете уполномочен работать со СМИ, у кого в должностной инструкции прописаны такие функции? К сожалению, ответа на этот вопрос мы не получили.

Ещё интересней Глава повёл себя с руководителями бюджетной сферы - директорами школ, детских садов, коммунальных предприятий и разных других муниципальных учреждений. Люди, работающие в данных структурах, чиновниками не являются и, по сути, требования вышеуказанного закона на них не распространяются. Но … «по принципу идентичности требованиям федерального законодательства определён порядок взаимодействия со СМИ муниципальных предприятий и учреждений» - говорится в официальном ответе. То есть на всех бюджетников тоже наложен запрет на информацию о своей работе. При этом содержится ли у кого-то в должностной инструкции взаимодействие со СМИ, также неизвестно, поскольку подчёркивается, что «муниципальных правовых актов, устанавливающих нормы взаимодействия руководителей бюджетной сферы Заречного со средствами массовой информации, Главой городского округа не издавалось».

Фактически можно полагать, что чиновники признали, что запрет негласный. В перспективе осталось лишь распространить «принцип идентичности» на муниципальных подрядчиков, управляющие компании, работников внебюджетных предприятий, депутатов Думы (это и произошло: народные избранники давно негласно встречаются по вторникам, не допуская прессу на такие заседания), да и вообще любых жителей Заречного. Перспектива, согласитесь, заманчивая. Впрочем, не всё так плохо.

Работу муниципальных чиновников, а также тех самых бюджетных учреждений, которым нельзя общаться с журналистами, освещает ещё одно муниципальное учреждение под названием «Городской телецентр». Хотя «по принципу идентичности» им вроде бы тоже нельзя. Но здесь, оказывается, наоборот. Правда, говорить и писать можно или хорошо, или ничего.

Совершенно ясно, что в условиях такой жёсткой и закрытой информационной политики, проводимой нынешним Главой, многие вопросы жителей остаются без ответов, многие процессы, происходящие в городе, - без разъяснений, а инициативы - без поддержки. Ведь одному бюджетному СМИ, даже если постоянно одно и то же писать в газете, говорить по радио и показывать по телевизору, с большим потоком информации не справиться - вопросов без ответов, проблем без решений, слухов и домыслов в нашем городе рождается гораздо больше, чем пропускная способность этих информационных площадок. Поэтому наш следующий информационный запрос Главе был связаны с безвременным прекращением ежемесячных пресс-конференций для городских СМИ, которые многое могли бы разъяснить.

Ответ со стороны чиновников пришёл в духе: а мы ничего не нарушаем. Хотя о каких-либо нарушениях Андрея Владимировича никто не спрашивал. Впрочем, судите сами: «Применяемые формы предоставления и способы обеспечения доступа к информации о деятельности администрации ГО Заречный не нарушают положений законодательства РФ и Свердловской области и соответствуют реализации информационной политики городского округа Заречный».

Хорошим подспорьем в информировании населения могли бы стать и тематические брифинги для городских СМИ, что в условиях пандемии особенно важно. Тематические брифинги - это кратковременные доклады чиновников на какую-то определённую тему, где у журналистов есть возможность задать по этой теме уточняющие вопросы. Но ответ администрации на это предложение слово в слово идентичен вышеизложенному - мы ничего не нарушаем.

Ещё более категоричное заявление пришло на наш запрос: по каким причинам позитивная информация о деятельности муниципальной власти предоставляется лишь СМИ, финансируемым из городского бюджета? И здесь наши власти считают, что ведут себя абсолютно правильно: только в этом году они изготовили 108 «актуальных» пресс-релизов, написали (читай, отписались) ответы на 32 информзапроса.

Между тем, именно про актуальность высказался президент Путин, напутствуя вновь избранных глав регионов: «Самое главное - чувствовать постоянно пульс жизни, чувствовать то, чего люди ожидают, и как они реагируют на то, что вы делаете для того, чтобы оправдать эти ожидания. Это чрезвычайно важная вещь. Без чуткого, именно чуткого отношения к людям успеха вам не добиться. И это очень важная составляющая в работе каждого руководителя».

Добавим, что журналистика - это всего лишь зеркало, в котором отражаются те самые ожидания людей.