Последний выпуск
№ 16 от 18 апреля 2024 г.
Газета вышла вчера

Архив №42 от 15 октября 2020 г. Творческий подход

Творческий подход

- Мы будем усиливать своё присутствие в информационном поле. Этим будем заниматься целенаправленно и системно. Мы стали более развёрнутую информацию давать в сетях. Активно работаем, чтобы в 2020 году появилось муниципальное радио, и в целом формируем информационный подход, будем творчески к этому подходить, - обещал Глава города Андрей Захарцев на своей пресс-конференции в конце 2019 года. Тогда мы спросили его о трёх успехах на посту градоначальника, и трёх провалах, и Глава сам отнёс работу в информационном поле к провалу.

До конца 2020 года осталось всего два месяца, и журналисты Заречного обратили внимание, что «творчества» в работе с информацией стало действительно больше. Впрочем, обо всём по порядку.

Юлия ВИШНЯКОВА

И не друг, и не враг, а как?

В истории нашего молодого города отношения между муниципалитетом и журналистами всегда были разными - были и холодные войны, были и взаимопонимание и поддержка. Журналистов не пускали (выгоняли) с официальных заседаний, обвиняли, судили, заставляли писать «сладенькое», делили на своих и чужих. Несмотря на то, что и сама муниципальная власть, и отношение к СМИ меняются, необходимость работать с объективной, оперативной и достоверной информацией остаётся величиной постоянной и востребованной жителями Заречного. Однако в этом политическом сезоне получение такой информации из официальных источников превратилось в крайне сложную задачу.

Провал информационной политики намечался уже с января 2017 года, когда с приходом нового Главы было выпущено внутреннее распоряжение по всей бюджетной сфере, где говорилось о том, что будет разработан список, определяющий должностных лиц, уполномоченных давать комментарии в СМИ. Список этот не появился до сегодняшнего дня. Журналисты лишены права получать прямую информацию от специалистов администрации. Комментарии СМИ даёт лишь пресс-служба Главы. Впрочем, в 2018-19 годах и до марта этого года такие комментарии давал и сам Глава на не очень регулярных, но всё же пресс-конференциях. С апреля пресс-конференции прекратились. Хотя вопросов стало больше, ведь город столкнулся с экстремальными обстоятельствами, а новые технологии позволяли проводить такие встречи в безопасном бесконтактном режиме онлайн. Но попробовать такой режим общения с журналистами в нашем городе даже не подумали.

Однако сказать, что Андрей Захарцев уж совсем перестал общаться со СМИ, тоже нельзя. Доступ к первому лицу города остался лишь у узкого круга бюджетных СМИ - муниципального телевидения и газеты.

Ещё пару лет назад у власти была попытка ввести чёткие правила для взаимодействия со СМИ. В июле 2018 администрация начала разрабатывать концепцию информационной политики Заречного - документ, в котором закладывались основы взаимодействия власти и СМИ. Кроме того, журналистам пообещали, что вскоре появится ещё и Регламент реализации информационной политики администрации города, где будет чётко прописан порядок взаимодействия со СМИ. «Думаю, в январе 2019 года его проект для рассмотрения направят всем главным редакторам СМИ, чтобы обсудить», - обещал в конце 2018 года Андрей Захарцев. Однако ни Концепция, ни Регламент ничего хорошего не принесли. Отношения власти и СМИ были пущены на самотёк.

Я к вам пишу, чего же боле?

Нынешний 2020 год принёс новые особенности во взаимодействие местной власти и журналистов. Теперь к невозможности прямых комментариев, отсутствию пресс-конференций добавились то самое «творчество» в письменных ответах на информационные запросы.

Согласно закону о СМИ, редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Саму форму закон не уточняет. Однако с лета этого года муниципальные чиновники придумали требовать от СМИ соблюдать при оформлении запроса «общепринятые нормы делопроизводства». И если СМИ не будет присваивать своим запросам исходящие номера, то администрация «не сможет их рассматривать в порядке и сроки, установленные законом «О СМИ».

Срок ответа на запросы по Закону о СМИ составляет не более 7 дней, то есть отвечать можно и быстрее, а семь дней - это рубеж, за которым следует нарушение ФЗ. Однако руку помощи журналистам никто протягивать не собирается, ни один ответ из администрации ранее семи дней не приходит, а иногда и позднее. К тому же, даже составив запрос по всем «общепринятым нормам делопроизводства», получить конкретный и достоверный ответ фактически невозможно. В основном поступают или отписки, или «не в ту степь», а иногда и откровенное ёрничество.

Вот лишь несколько примеров. В начале сентября мы обратились в администрацию с вопросом о причинах, по которым уже много месяцев не горят фонари на бульваре Алещенкова, а также спросили о том, когда и как ситуация будет исправлена. Поступивший 10 сентября ответ в своей велеречивости превзошёл гоголевского городничего: «Проведённая ранее проверка и изучение ситуации, связанной с возникновением паузы в работе электрических фонарей освещения на бульваре Алещенкова, показали, что указанное обстоятельство явилось следствием выявленных в ходе осмотра технических решений, реализованных при производстве строительно-монтажных работ в части, касающейся обеспечения необходимой степени герметичности некоторых элементов системы». Что же касается сроков и методов решения проблемы с освещением бульвара, то администрация сообщила, что решать проблему негорящих фонарей будет подрядчик, который выиграет энергосервисный контракт, и никакого отдельного подрядчика для ремонта фонарей на бульваре Алещенкова искать не планируют. А спустя 12 дней муниципальное телевидение озвучило этот вопрос ровно до наоборот: «Освещение на бульваре Алещенкова будет восстановлено не позднее конца октября. Это озвучили на оперативном совещании Главы. Восстанавливать освещение на бульваре будет ООО СК «Энергия».

То есть получается, что одним СМИ Глава даёт одну информацию, а другим - другую. Тут одно из двух: либо налицо проблема с достоверностью, либо решение о ремонте объекта было принято только после запросов СМИ.

Ещё один пример: недавний ответ на запрос про сроки избрания новой общественной палаты Заречного. На конкретный вопрос: «Когда новый состав Общественной палаты будет определён», пресс-служба отвечает: «В сроки и в порядке согласно Положению». Хотя как раз согласно этому положению сроки уже были нарушены. И далее следует длинная приписка: «Что касается аббревиатуры «ОПы четвёртого созыва», то в том случае если под ней подразумевается Общественная палата, то (…), а если под данной аббревиатурой подразумевается иная организация/предприятие/группа лиц, администрация не может располагать сведениями об их деятельности, тем более не имея однозначного представления о наименовании субъекта». Приходится лишь удивляться, что единожды употреблённая разговорная форма общепринятой аббревиатуры вдруг заставила чиновников засомневаться в очевидном. Впрочем, это мелочи. Гораздо сложнее приходится журналистам, когда пресс-служба допускает фатальные ошибки даёт неверные даты или время проведения мероприятий, например, салют на День города по официальным данным значился в 22.00, а фактически был 21.45.

Не желаем жить, эх, по-другому?

Конечно, можно было бы подумать, что у властей всегда такой подход к предоставлению информации. Однако это не так. Многие крупные чиновники, напротив, просты и открыты, отвечают на вопросы журналистов быстро и компетентно и вовсе не тянут семидневный срок. За примерами далеко ходить не надо. Например, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов не раз отвечал на вопросы нашей редакции, заданные через социальные сети, Вадим Дубичев, первый зам руководителя аппарата губернатора Свердловской области, прекрасно пользуется мессенджерами. Об областных пресс-службах у нас только хорошие впечатления, они отвечают гораздо раньше семи дней и ответы конкретны и осмысленны.

Хороший образец оперативной работы демонстрирует и пресс-служба Белоярской АЭС. Ответы на запросы приходят иногда даже в течение суток, специалисты готовы прокомментировать ситуацию прямо по телефону, как говорится «с колёс», при этом режим общения не в духе «сам с собой веду беседу», а в диалоге. Вот где открытость и понимание работы журналистов.

Власти некоторых муниципалитетов также довольно просто работают с независимыми СМИ.

- Открытости власти города Берёзовского можно позавидовать. Мы часто используем такой инструмент, как «Запрос о предоставлении информации», но очень редко в отношении чиновников нашего города. Мы можем позвонить на личный мобильный телефон мэра и его заместителей - и всегда без проблем договариваемся о комментарии или встрече. Это касается не только нашей муниципальной газеты, но и частной. Открытость и прозрачность - это преимущества власти в Берёзовском, - уверен редактор газеты «Берёзовский рабочий» Сергей Стуков. Эпатажный редактор, кстати, любит вспоминать один из подарков от Главы города Евгения Писцова: на день рождения тот преподнёс ему игрушечную обезьяну с гранатой и пояснил: «Лучше обезьяну с гранатой держать при себе».

А вот в Сысерти картина не столь идеальная, но, тем не менее, взаимодействие власти и СМИ отработано хорошо.

- Глава Дмитрий Нисковских открыт точно. Ему можно и позвонить, и написать в Вотсап или ВКонтакте. Отвечает оперативно. По более глобальным моментам делаем интервью. С первым замом так же работаем. Управление образования всегда на связи. Но со специалистами в администрации запросто не поработаешь: им нужен или письменный запрос, или личная команда Главы. Всё-таки устный разговор - самый быстрый способ получить точную и полноценную информацию, - отмечает редактор газеты «Маяк» Ирина Летемина.

Между тем, в такое непростое время, в котором сейчас находятся и наш город, и страна, и мир, очень важна именно объективная, оперативная и достоверная информация. Ведь плывём мы все в одной лодке, а жители Заречного, наши читатели, ждут и верят тому, что пишут журналисты и говорят чиновники.

Фаина Раневская: «Оптимизм - это недостаток информации»



1893902

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Власть и общество»

  • Выбор за нами
    №16 от 18 апреля 2024 г.

    Свердловская область при поддержке губернатора Евгения Куйвашева стала одним из регионов-лидеров по созданию в каждом городе благоустроенных общественных территорий.

  •  

    Волонтёры помогли более чем 400 тысячам уральцев проголосовать за объекты благоустройства.

  • Проекты депутатов, которые намерены направить свои депутатские средства (по 300 тысяч рублей) на проекты по благоустройству, обсудили на Комиссии по формированию комфортной городской среды 12 апреля.

  •  
    Серебряные волонтёры
    №14 от 04 апреля 2024 г.

    Среди более чем 4,6 тысячи волонтёров Всероссийского голосования за объекты благоустройства свыше семи сотен представителей «серебряного» возраста.

  • На заседании Думы 28 марта депутаты внесли изменения в Правила благоустройства Заречного.

  •  

    Тарифы на содержание жилья выросли но меньше, чем хотели чиновники. Юлия ВИШНЯКОВА Если тарифы на коммунальные услуги утверждает РЭК, и повлиять на них народные избранники не могут, то вот плата за «содержание жилья» в Заречном зависит…