За Шеелит душа болит

«Зареченская Ярмарка» №39 от 24 сентября 2020 г.

За последние 25 лет одно из живописнейших мест Заречного - посёлок Шеелит - пережил многое: угрозу затопления, великое переселение, разорение Баженовской геофизической экспедиции, разрушение и, наконец, забвение. Вспоминают о нём теперь только бомжи, поджигатели, да те немногие жители, которые ухаживают за оставшимися там садовыми участками.

Алёна АРХИПОВА

С 2010 года «Зареченская Ярмарка» следит за судьбой бывшего посёлка геологов, мы рассказывали обо всех этапах его жизни, обо всех переменах. И спустя 10 лет решили вновь прогуляться по многострадальному Шеелиту: вспомнить прошлое, своими глазами увидеть его настоящее и постараться заглянуть в будущее.

Бурное прошлое

Посёлок Шеелит появился в конце 30-х годов XX века, когда в окрестностях деревни Боярка стали разрабатывать небольшое молибден-висмут-вольфрамовое месторождение. В 1944 году на базе рудника была организована Баженовская геофизическая экспедиция, одно из старейших геофизических предприятий России. На его счету было немало открытых месторождений руды, нефти, газа и других полезных ископаемых.

Долгое время посёлок геологов мирно жил, радуя глаз каждого, кто смотрел с дамбы вниз на «водопад», извилистую речку Пышма и её окрестности. Случались у Шеелита и потрясения. Например, летом 1997 года из-за проливных дождей возникла угроза его затопления. Комиссия по чрезвычайным ситуациям даже начала готовить эвакуацию жителей. Однако, обошлось.

Жизнь посёлка кардинально изменилась в 2009 году, когда он попал в федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья. В 2010 году почти все жители улицы Коммунаров, кроме несогласных с переездом, получили ключи от благоустроенных квартир и переехали. Несогласных удалось переселить лишь спустя два года. В 2011 году начался непростой процесс сноса аварийных домов, он тоже затянулся на два года. Всего тогда снесли 59 домов, из ветхого жилья переселили 199 семей.

Потом с территории долго не могли вывезти строительный мусор - Шеелит несколько лет выглядел как после бомбёжки. В развалинах домов нашли приют алкоголики и бомжи, бродячие собаки и кошки.

В 2012 году обанкротилась БГЭ. Имущество предприятия несколько раз выставляли на торги, часть помещений и земель продали. Остальные производственные здания оказались брошены, они разрушаются, уже несколько раз становились жертвами поджигателей.

Первая попытка возрождения

Попытки властей организовать для заброшенных земель хоть какой-то присмотр особым успехом не увенчались. Изначально люди просили передать им участки в собственность, однако закон не позволял. Поэтому в 2012 году муниципалитет разрешил бывшим шеелитцам взять свои же участки в аренду под огородничество на срок не менее 10 лет. Воспользовалась этим правом только треть жителей. Они пытались поддерживать порядок и вокруг своих участков: убирали пожароопасные кучи мусора, косили траву, ремонтировали дорогу подручными средствами. И всё же большинство земель бывшего посёлка геологов за последние годы приходило в запустение…

Вторая попытка возрождения

2017 году опять появилась надежда на возрождение Шеелита. Его судьбой заинтересовалось бизнес-сообщество Заречного. Совет предпринимателей города обсудил, а потом привлёк внебюджетные средства на создание проекта «Зона отдыха Шеелит». Предпринимательское сообщество позволило себе помечтать об асфальтированной площадке для картинга, прогулочно-беговых дорожках, пункте проката, мини-пляже, месте для стрельбы из лука, верёвочном парке, смотровой площадке, месте для роупджампинга, беседке с мангалами, пешеходных мостиках и парковках, которые могли бы разместиться на пустующих территориях. Позже студенты Архитектурной академии сделали проект, вернее, целых шесть эскизных проектов по освоению этих благодатных земель. Они даже специально приезжали на Шеелит, чтобы посмотреть площадку и вписать туда свои архитектурные идеи.

В 2018 году состоялись публичные слушания по проекту будущей зоны отдыха. Жители города, в том числе и шеелитцы, власти, депутаты городской Думы, были впечатлены. Председатель Совета предпринимателей Заречного Константин Шушаричев заявлял тогда, что нашлись даже два-три инвестора, готовых начать реализовывать кое-какие задумки… С тех пор, к сожалению, ничего не изменилось.

«Реальных инвесторов сейчас нет, - поясняет Шушаричев. - У двух бизнесменов, которые были готовы начать реализовывать проект три года назад, нет на это средств. Даже если бы финансовые возможности были, люди уже предполагают сложности в работе. По их мнению, крупную прибыль на этой территории ожидать не придётся, большого потока клиентов тоже не будет. Встанет вопрос рентабельности.»

Незавидное настоящее

Сентябрь 2020 года. Отправляемся на Шеелит. Проехать сейчас туда на машине - «смерть» для подвески, а путь в бывший посёлок геологов - дорога в никуда. Она размыта, вся в колеях и ямах, осенью добавились огромные лужи всевозможных размеров. Сам посёлок не видно из-за буйно разросшейся растительности. Она почти скрывает заброшенные участки, на которых кое-где до сих пор остались брёвна, кирпичи и камни после разбора домов. Где-то обвалились хозяйственные постройки, а где-то брошенные дома до сих пор стоят, не снесённые, полусгоревшие. Кругом мусор, в том числе и бытовой, который не ленятся приносить сюда жители ближайших домов.

Обжигает взгляд сгоревшее и обвалившееся с одной стороны здание конторы БГЭ. Хотя рядом территория бывшего гаража огорожена добротным забором. Портит вид и пешеходный мостик, что недалеко от плотины, вернее, всё, что от него осталось. Даже сама Пышма, будто в солидарность с посёлком, заросла камышами и стала похожа на болото. Печальное зрелище…

А ведь здесь удивительные по красоте и, возможно, самые красивые в нашем городе природные ланшафты: Шеелитская горка, река, скала…

Территория бывшего посёлка геологов остро нуждается в заботливом хозяине. Однако найти этого хозяина оказалось не так-то просто. Ведь владельцев у Шеелита несколько. Чтобы разобраться, где чья земля и кто несёт за неё ответственность, журналистам «Зареченской Ярмарки» пришлось потрудиться. При этом выяснились неожиданные факты и противоречивые документы. Но об этом мы расскажем в следующем номере газеты.