Непобедимый Юровских

«Зареченская Ярмарка» №37 от 10 сентября 2020 г.

В Заречном сложно найти мотогонщика, который бы не знал Андрея Ивановича Юровских - чемпиона РСФСР, призёра СССР, многократного призёра России. 7 лет подряд Андрей Иванович был чемпионом области в двух кубатурах. Доходило даже до того, что непобедимого мотоциклиста не хотели допускать до соревнований: «Мол, дай другим попобеждать. А то люди узнают, что ты будешь, и отказываются участвовать».

13 сентября Андрей Иванович будет выступать на традиционном мотокроссе в Дегтярске, а 14 сентября этому удивительному человеку исполняется 64 года. Но это лишь цифры в паспорте…

Юлия ВИШНЯКОВА

- Родился я в посёлке Шеелит в 1956 году, родители параллельно строили дом в Боярке, как раз рядом с мототрассой. Бывало, выйдешь в огород и видишь, что кто-то ездит по горе, всё бросаешь и бежишь смотреть… Может, с этого всё и начиналось. Учился в 27 школе на Лермонтова. Ездить я начал в 12 лет: брат в армию уходил, а мотоцикл остался. Поэтому определённый опыт у меня уже был.

С 8 класса начал заниматься мотокроссом. Мама была категорически против. В сентябре, как только мне исполнилось 16 лет, пришёл с паспортом и с правами в мотоклуб. С 16 лет разрешение родителей уже было не нужно. В клубе меня хорошо знали, и Виталий Малышев - создатель мотоклуба - сразу дал мотоцикл. В декабре этого же года я стал призёром области.

Помните свои первые соревнования?

- Помню. Приехал на свою первую гонку, все товарищи в первый день откатали и разъехались кто к родственникам, кто к знакомым. А у меня заезды во второй день были. Стою один. Подходят ко мне парни на тот момент ещё не знакомые, видят, что растерялся. Дали мне бензин, помогли с мотоциклом. Я в первый заезд третьим пришёл. Говорю: «Всё, не поеду больше, руки устали». А они меня уговорили, ещё раз бензина дали. До сих пор со многими из них связь поддерживаю.

Мой первый мотоцикл - К-175 Ковровского завода. Тогда других и не было. Потом пришли чешские «Чезеты», к тому времени уже раза три был чемпионом области, и мотоциклетная федерация выделила на меня на то время редкий мотоцикл. Как раз в это время на шесть лет я уехал в Новоуральск…

Почему вдруг?..

- В армию идти не хотел из-за спорта. Ведь кто два года отслужит, уже в спорте больших достижений не имеет. А мне предложили устроиться на завод слесарем, там была бронь.

В 80-е годы сильная команда была в Челябинске. Но чтобы в неё попасть, нужно было отслужить, поэтому в 23 года я уже добровольно сходил в армию - хотелось роста. А потом меня вновь потянуло на родину, и 3 января 1983 года благодаря директору станции Николаю Ошканову я уже вышел на работу на Белоярскую АЭС.

Помните гонку в Заречном в 1973 году? Что изменилось за прошедшие годы?

- Было волнительно, помню, весь класс дружно сбежал с уроков и пришёл болеть за меня. К счастью, всё прошло без происшествий. А как кросс изменился… Подготовка тогда была проще. Сейчас перед кроссом трактор на горе площадку готовит, а раньше не было правил подготовки трассы: накрутили несколько кругов, чтобы более или менее проездно было, колышки понатыкали - и вперёд. Сейчас важно, чтобы трасса была не уже 6 метров. Шире - пожалуйста. Формы тогда не было. Кирзовые сапоги свои надевали, джинсы, футболки. Единственное - шлем можно было получить.

Менялось всё плавно. Началось послабление в политике, и в конце 80-х стали покупать японские мотоциклы. И, соответственно, появилась форма, но ещё в очень маленьких объёмах. Одно время я сам рукодельничал, шил штаны, перчатки, нашивки. Материал мне спортсмены из Таджикистана везли. Мою форму вся область покупала. Ближе к 90-м стали появляться кооперативы, они шили форму командам, и с того времени команды уже стали отличаться друг от друга внешне. А в 90-е всё остановилось, для мотокросса в Заречном наступили непростые времена. Было несколько лет, когда я один от Заречного ездил выступать на соревнования. Других желающих не было: старые спортсмены все ушли, молодёжи не было. Года три-четыре это длилось.

Сказался ли на ваших тренировках режим пандемийных ограничений?

- С марта я вообще не ездил на мотоцикле. Боялся. И с работы, сейчас я работаю на асбокартонной фабрике, попросили уйти на время. Поэтому дома много дел переделал. За годы, что занимался мотокроссом, у меня упадок был в хозяйстве. Сейчас всё поправил, сын очень помогает. Бывало, охота прокатиться, но я законопослушный - не ездил. Лишь на той неделе вышел на тренировку, надо к кроссу в Дегтярске подготовиться.

Нынче мотокросс в Заречном прошел без зрителей, а нужны ли они спортсменам?

- Когда в руль вцепился и только на трассу смотришь, то не будет хода. Надо ехать и отвлекаться периодически. Зрители многое дают. Нам же всё слышно, даже отдельные выкрики. Общий шум тоже бодрит. Даёт стимул: вроде устал, а тут кто-то крикнул, и ты держишься. Помню, году в 2006 в Заречном я заглох прямо на старте, а соперники уже у речки на первую горку выпрыгивают. Болельщиков много, они поддержали! Думаю: «Дома всё-таки» - в итоге первым пришёл.

Андрей Иванович, сколько на Вашем счету побед и какая самая памятная?

- Побед, конечно, много, я их не считаю. Помню, в 1983 году в Коврове Владимирской области приходил неофициальный чемпионат СССР. Большие гонки - по 40 человек на старте было. И я занял 5 место. Мне тогда дали большую хрустальную вазу. Она у меня до сих пор стоит. А так, все гонки по-своему хороши. В каждой своя прелесть. Вот даже, бывает, приезжаешь на кросс и точно знаешь, что выиграешь, но всё равно азартно.

А какая у Вас мечта?

- Я много ездил на «Ямахах», но из-за финансов пересел в том году на китайский питбайк. 5 гонок на нём успел проехать: то одно сломается, то другое. Сейчас вроде до ума его довёл. Поэтому хотел нынче на чемпионат по питбайку съездить, который Мотоциклетная федерация России проводит. Но за свой счёт ехать нереально, а со спонсорами в нынешней ситуации сложно. Поэтому такие выезды пока остаются мечтой…

Блиц-формат

- Секрета побед у меня нет. Просто надо свои шаги предусмотреть, шаги соперника предугадать и выбрать нужный темп, чтобы техника выдержала.

- Травмы меня не миновали: в больницах лежал, даже позвоночник лечил. Бывает, падаешь и думаешь: «Зачем эти мотогонки, к чёрту, не буду». Поднялся, отряхнулся, выдохнул и погнал дальше.

- Мужчинам в мотоспорте проще, чем женщинам: ты ездишь на соревнования, но возвращаешься домой, в семью. Меня дома всегда ждали жена, дочь и два сына. А вот женщинам-спортсменкам важно вовремя остановиться, чтобы свою семью создать.

- Трюки на мотоцикле не делаю принципиально, потому что с нашей медициной лучше не связываться лишний раз.

- Приметы у меня, конечно, есть. Когда едешь первым и думаешь: «Всё, чемпион», тут точно что-то пойдёт не так. Поэтому думаю о победе только после финиша.

- На какой возраст я себя ощущаю? Сейчас я себя ощущаю в том моменте, когда получил паспорт, права и пришёл в мотоклуб, забуксовал на этом этапе и до сих пор буксую.

Все 73 участника группы Unduro Cross из Заречного поздравляют Андрея Ивановича с днём рождения, желают ему здоровья и новых побед.