Узкоколейка на край света

«Зареченская Ярмарка» №35 от 27 августа 2020 г.

Такое путешествие придётся по душе не каждому, а лишь тому, кто готов увидеть наш Урал без глянца и захватывающих дух пейзажей, а в простой и скромной обыденности. Алапаевская узкоколейная железная дорога - одно из самых необычных и удивительных сооружений Свердловской области. Маленькие полустанки, затерянные лесные посёлки и самобытные места. Кажется, что здесь время остановилось.

Юлия ВИШНЯКОВА

Одной из главных туристических достопримечательностей города Алапаевска и посёлка Верхняя Синячиха является узкоколейная железная дорога. Сегодня по ней можно прокатиться как на настоящем поезде, так и на специальном экскурсионном, а для любителей экстрима возможна и поездка на так называемой «пионерке» - самодельной мотодрезине, передвигающейся по рельсам.

Что же такое узкоколейка? Это не только облегчённая железная дорога с расстоянием между рельсами меньше обычного. Это то, где техника находится в гармонии с природой и хранит историю. Это хрупкая нить, связывающая многочисленные посёлки, вытянувшиеся вдоль неё как бусины. Даже если поезд перестанет ходить, не так страшно: у многих жителей таких посёлков есть дрезины личного пользования. В большинство мест, которые связывает такая миниатюрная дорога, попасть можно двумя способами: по железной дороге (на поезде или на дрезине), либо по воздуху на вертолёте. Узкоколейки были даже в суровом Магадане и на не менее суровой Чукотке. Алапаевская узкоколейка считается крупнейшей по протяжённости дорогой, колея которой 750 мм, в современной России. В некоторых источниках отмечают, что она же считается лучшей узкоколейкой.

Интересна история рождения этой железной дороги. Владельцы Алапаевского железоделательного завода были недовольны тем, что завоз угля на предприятие зависит от погоды и от бесконечных праздников местного населения: с похоронами, свадьбами и простым «не хочу работать» русского человека. В 1895 году они решили проблему кардинально - построили железную дорогу. Быстро построили. Дата открытия первого участка Алапаевск - Мугай - июль 1898 года. Сегодня дорога является своеобразным историческим и техническим памятником. Максимальная протяжённость (в 1970-е годы), по разным оценкам, составляла около 500-600 километров. Сегодня протяжённость действующей линии составляет около 150 км. По ней до сих пор выполняются регулярные пассажирские перевозки, так как узкоколейная железная дорога служит основным средством сообщения с сельскими населёнными пунктами Ельничная, Строкинка, Муратково, Санкино, Калач.

Об истории узкоколейки можно узнать, посетив музей Алапаевской узкоколейной железной дороги (в выходные он работает только по предварительной записи), который был открыт в 2015 году. Также здесь представлены подлинные и воссозданные экспонаты, отражающие жизнь железной дороги с момента её создания. Это машины и механизмы, сооружения, применяемые на железной дороге. Часть экспозиции находится на открытом воздухе.

Кстати, АУЖД не имеет никакого отношения к РЖД, она является муниципальной собственностью и поддерживается властями Алапаевского района, как социально важная. Поэтому прокатиться по АУЖД куда проще. А теперь самое главное - как же это сделать?

Вариантов несколько, они разные по цене и ощущениям. Самый комфорный и затратный: через музей АУЖД, у которого есть специальная услуга - индивидуальный туристический рейс поезда до станции Верхняя Синячиха и обратно. В этом случае надо заранее - лучше за неделю определиться с датой поездки и собрать компанию единомышленников. Вместимость вагона - 35 человек, сумма поездки в этом случае будет поделена на весь вагон. А цена немаленькая - около 17 тысяч рублей.

Намного бюджетней выйдет самостоятельная поездка не на туристическом поезде. Расстояние в 20 км между Алапаевском и Верхней Синячихой поезд преодолевает за 1 час. Но он идёт дальше по маршруту, поэтому вас кто-то должен встретить на машине в Верхней Синячихе, чтобы вернуться в Алапаевск. Либо можно вернуться в Алапаевск на такси. Отправление из Алапаевска по воскресеньям, понедельникам, четвергам и пятницам в 19.30. Можно поехать и дальше, на конечную станцию Санкино поезд прибудет в час ночи. Вот только непонятно, что делать там в это время.

Вагоны узкоколейной железной дороги, по сравнению с обычными, значительно меньших размеров. Пассажирские вагоны двух видов: с жёсткими деревянными сидениями и плацкарт (из-за габаритов вагонов все полки в нем боковые). Также есть специальные туристические вагоны с диванами, которые присоединяют под заказ. До Санкино ходит состав в три вагона. В движении вагоны сильно раскачиваются. Порой кажется, что ещё немного - и они перевернутся. Во избежание аварий поезда ходят медленно - в среднем 15-20 км/ч, максимум до 30 км/ч.

Ещё один интересный вариант путешествия по узкоколейке предлагают частные гиды. Они не только могут помочь с организацией трансфера в Алапаевск и сопроводить в самостоятельной поездке по АУЖД (это, кстати, нелишняя услуга, в поездах ездят разные личности), с конца июля они возобновили экскурсии на «пионерке» по маршруту Алапаевск - Синячиха - Угольная и обратно. Длина маршрута в одну сторону 30 километров, продолжительность 1,5-2 часа, в пути предусмотрены фотостопы. Число участников от 1 до 3 человек. Такие экскурсии проводятся ежедневно по предварительной записи. Найти контакты ребят можно в ВКонтакте в группе «Алапаевская узкоколейная железная дорога АУЖД».

Живописными достопримечательностями эта часть Свердловской области, конечно, обделена. Вокруг - леса и болота. Тем не менее, сама по себе Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Где ещё найдёшь такую экзотику!?

Что взять с собой

Главный совет этого маршрута - продумать его заранее и в случае необходимости забронировать конкретные даты по телефону музея или частных экскурсоводов. Спонтанность вряд ли закончится успехом. С собой лучше прихватить паспорт и навигатор.

Как добраться

От Заречного до Алапаевска ехать 2 с половиной часа. Ехать можно через Сухой Лог, Артёмовский. А можно доехать до Екатеринбурга - с ЕКАД выезжаем на Режевской тракт, минуем Реж и доезжаем до Алапаевска. Далее от Алапаевского вокзала по улице III Интернационала нужно проехать несколько кварталов до улицы Бочкарёва, где повернуть направо. Через 4 квартала будет депо и зал ожидания АУЖД. Вокзал с небольшим залом ожидания работает лишь в дни курсирования поездов, открывается незадолго до отправления поезда (работает с 17.00 до 19.30).