Запретная зона - конец истории

«Зареченская Ярмарка» №21 от 21 мая 2020 г.

Про затянувшуюся на годы историю собственников участков на Муранитке, чьи земли попали в запретную зону Министерства обороны, наша газета писала не раз: люди, купившие там участки, не могут получить разрешение на строительство, не могут строиться, земля пропадает.

Сегодня представим позицию Заречного районного суда, куда по месту нахождения большинства доказательств было передано дело о «запретной зоне».

Алёна АРХИПОВА

В середине 2019 года военная прокуратура Екатеринбургского гарнизона провела проверку исполнения законодательства в сфере сохранности федеральной собственности по факту установления запретной зоны военного объекта в границах городского округа Заречный. И установила следующее.

Летом 2004 года право военной части, которая занимала земельный участок в 286 гектаров возле станции Муранитная, на постоянное бессрочное пользование данной землёй было прекращено. Часть передислоцировалась. В 2005 году все объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в посёлке Муранитный, были переданы в собственность городскому округу Заречный. Летом 2008 года участок расформировали, из него образовали 15 наделов различного целевого предназначения, большинство из которых перешли в частную собственность. В 2009 году территория была снята с кадастрового учёта. А в 2011 году данный земельный надел, несмотря на то, что его границы не определены в установленном законом порядке и он расформирован, перешёл в составе другого имущества Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений Минобороны России. И с октября 2015 года на участке установили запретную зону - на данной территории запретили строительство капитальных объектов, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ.

Также военная прокуратура выяснила, что запретная зона на территории бывшей военной части была установлена по инициативе Департамента имущественных отношений Минобороны России. При установлении запретной зоны ведомство опиралось на материалы лесоустройства, разработанные ещё в конце 90-х годов. По ним участок входил в границы лесничества Министерства обороны без указания сведений о его расформировании и выбытии из владения Минобороны. Этот акт не противоречил новым законам «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» и имел юридическую силу даже при отсутствии госрегистрации данного земельного участка.

- Таким образом в материалах лесоустройства, послуживших основанием для принятия решения об установлении запретной зоны, содержатся недостоверные сведения о нахождении участка в собственности Минобороны, - пояснил истец. - Вместе с тем по статье 131 ГК РФ возникновение права собственности и других вещных прав подлежит регистрации в ЕГРН.

В связи с этим на заседаниях межведомственной комиссии в Министерстве обороны в декабре 2017 и мае 2018-го было принято решение об изменении границ запретной зоны военного объекта. По закону обязанность направлять в орган регистрации прав документы и содержащиеся в них новые сведения берут на себя представители государственной власти, в данном случае - Минобороны. Обязательным приложением к этим документам идёт подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек и прочее (XML-документация). Однако Министерство указало, что подготовка этих документов требует значительных материальных вложений, которые не были запланированы в бюджете в 2018-2019 годах. То есть фактически сообщило, что у ведомства нет на это денег.

- Согласно Гражданскому Кодексу РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу Гражданско-процессуального Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае основанием для искового заявления послужило нарушение прав неопределённого круга лиц собственников и пользователей земельных участков в пределах участка, на котором запрещено капитальное строительство, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, - сообщила в исковом заявлении военная прокуратура.

Прокуратура просила обязать Министерство обороны подготовить в предусмотренном законом «О государственной регистрации недвижимости» порядке XML-документацию - электронную форму текстового и графического описания местоположения границ участка, подлежащих исключению из границ запретной зоны. Также Минобороны должно направить документы в Росреестр для последующей регистрации.

Изначально данное гражданское дело должно было рассматриваться в Пресненском районном суде Москвы. По совместному ходатайству сторон оно было передано по подсудности по месту нахождения большинства доказательств.

Заречный районный суд (судья Юлия Мельникова), рассмотрев материалы дела, решил следующее. Статью 131 Гражданского Кодекса о том, что возникновение права собственности и других вещных прав подлежит регистрации в едином государственном реестре, следует исполнять. Министерство обороны решило изменить границы запретной зоны спорного земельного участка, и по закону именно оно должно подготовить и передать материалы в Росреестр. Также в сложившейся ситуации имеет место нарушение прав собственников и пользователей земельных участков. Таким образом, исковые требования военного прокурора Екатеринбургского гарнизона обоснованны и подлежат удовлетворению.

В результате требования истца были удовлетворены. Министерству обороны следует подготовить необходимую XML-документацию и направить её в Росреестр для последующей регистрации. Определяя срок выполнения указанных работ, суд учёл объём необходимых и запланированных мероприятий, и в связи с этим значительных временных затрат и больших финансовых вложений. Поэтому исполнить решение суда ответчик должен в течение года с момента вступления настоящего решения в силу, то есть с 15 января 2020 года. Таким образом, крайний срок исполнения решения - 15 января 2021 года. И «запретная зона» перестанет существовать.