Когда весь мир в одной лодке

«Зареченская Ярмарка» №15 от 09 апреля 2020 г.

В этот раз для рубрики «Мир большой» мы связались с зареченцами, которые сейчас живут в других странах, и не с экранов телевизора, а напрямую узнали от них, как зарубежные государства справляются с общей для нас всех пандемией.

Юлия ВИШНЯКОВА

США: картина жуткая, но не все это понимают

Первый случай заражения новым типом коронавируса в США выявили 21 января. Сейчас страна занимает первое место по числу заболевших Covid-19, зафиксирован 368 241 случай заболевания. Скончались 10 986 человек, выздоровели - 19 828 человек. Самая сложная ситуация пока в Нью-Йорке, где уже более 3 тысяч смертей.

Бывшая зареченка Ольга Кондур живёт в США с 2012 года, работает помощником преподавателя в The Pennsylvania State University, сейчас находится в Нью-Йорке:

- В Нью-Йорке ситуация довольно критичная. Ковид страшен не столько сам по себе, страшна внезапная и мощная волна заболевших, с которой медицинская система довольно быстро перестаёт справляться, и больные в критическом состоянии остаются без надлежащей (а то и вовсе безо всякой) помощи. Меня удивляет, как такой большой и богатый город, как Нью-Йорк, с первоклассной медициной, оказался на грани медицинского коллапса.

Несмотря на то, что госпитали здесь в основном частные, в условиях подобных критических ситуаций национального масштаба государство обязуется оказывать максимальную помощь для спасения жизни людей. И, тем не менее, медицинская система сейчас недополучает необходимое финансирование из государственного бюджета, потому что многие, включая политиков, до сих пор не понимают серьёзности ситуации.

У меня есть несколько знакомых врачей и медсестёр - все они работают на износ; больницы, которые раньше занимались всеми видами сложнейших операций, сейчас практически на 100% перешли на работу с Covid. Я подписана на муниципальный сервис информирования о Нью-йоркской ситуации с коронавирусом и почти каждый день получаю сообщения с призывами о помощи медицинской системе: всех, у кого есть медицинское образование или опыт, просят помочь в качестве волонтёров, клиники по пластическим операциям и ветеринарные клиники просят передать в госпитали их аппараты ИВЛ. И люди делают это!

Тот факт, что здесь большинство госпиталей частные, делает информацию открытой: у глав больниц нет резона завышать или занижать цифры, чтобы отчитаться перед вышестоящими чиновниками. Наоборот, персонал госпиталей активно информирует о реальной обстановке - и в официальных источниках, и в социальных сетях.

С одной стороны, реальная картина действительно жуткая, но такой страх я бы не назвала паникой - это природный страх, который в данном случае подключает ответственность за свои действия, а именно - понимание необходимости соблюдать правила дистанцирования и гигиены. К слову, недавно штраф за нарушение социальной дистанции повысили от 500 до 1 000 долларов.

В самоизоляции я стараюсь видеть позитивные стороны. Последнее время было много разговоров о том, что многие виды человеческой деятельности уйдут в онлайн. Ковид заставил это «светлое будущее» наступить уже сейчас. Моей двухлетней дочери не хватает живого общения со сверстниками, и мы со знакомыми мамами недавно начали делать ежедневную получасовую видеоконференцию. Сами придумываем активности для детей, сами подбираем материал. И этот путь первооткрывателя любопытен, ведь подобных методик ещё не существует!

Многие американцы в самоизоляции начали самостоятельно заниматься спортом - лишь бы дома не скучать. В больших корпорациях, которые ушли в режим онлайн, среди работников стали придумывать разные челенджи, например, на работе у мужа предложили сотню отжиманий в день. Это не только полезно для здоровья, но и помогает людям не терять связь друг с другом.

Библиотеки, музеи, театры, архивы открыли бесплатные доступы к своим ресурсам. Мы с подругой включаем одновременно стриминг оперы из Метрополитен-опера и, сидя каждая на своем диване, с бокалом вина в одной руке и телефоном для обсуждения в вотцап в другой смотрим «вместе» лучшие мировые постановки в прекрасном качестве. Не стоит даже сравнивать это с привычным форматом похода в театр - это просто другой и весьма интересный опыт.

В этом плане вынужденная самоизоляция благодаря интернету сделала людей даже ближе и открытее друг к другу.

Норвегия: действия правительства восхищают

Первый заболевший Covid-19 в Норвегии появился 26 февраля, на начало недели в стране зафиксировано 5 760 случаев заражения. Скончалось 73 человека, выздоровели 32 человека.

Наша бывшая землячка Екатерина Йенсен, живёт в Норвегии (город Мандал) с 2015 года, работает в компании «Камерон».

- Ситуация с коронавирусом в Норвегии серьёзная, но результаты принятых мер видны. 12 марта был зарегистрирован первый смертельный случай в стране. В этот же день правительство провело пресс-конференцию, на которой объявило, что все школы, детские сады, университеты и колледжи закрываются на 2 недели. Парикмахеры, спортивные залы и тому подобное также закрыли двери. Запрещено собираться больше 5 человек, запрещено выезжать на дачи и в другие районы с ночевой. Я к тому времени уже работала из дома. В моей компании у двоих человек обнаружили коронавирус, и с 10 марта нас распустили по домам. Интересно, что оба заболевших ни разу не появились в офисе с момента заражения. В нашей компании ещё с февраля был введён строгий карантин на 2 недели для всех приезжих.

После первого смертельного случая люди поддались панике: в магазинах начали пустеть полки, антисептиков и масок на тот момент уже недели две как было не сыскать, но тут начали пропадать продукты. Сейчас ситуация стабилизировалась.

13 марта норвежский банк снизил ставку рефинансирования на полпроцента до 1 процента годовых. Однако уровень безработицы растёт стремительно. К концу марта в стране 318 300 безработных, из них 288 700 уволены по специальной схеме: государство выплачивает зарплату за работодателей в течение 6 месяцев, а работодатели обязаны вернуть работникам место, как только ситуация стабилизируется.

В целом ситуация в Норвегии стабильная, больницы не переполнены, и есть запас на большее количество пациентов. Сейчас правительство рассматривает возможность открытия садиков и начальной школы, чтобы снизить нагрузку на родителей, работающих из дома.

Норвежцы очень послушный народ, доверяют своему правительству и все предписания выполняют. Несмотря на это, правительство ввело штраф в 20 тысяч крон и 15 дней заключения за несоблюдение карантина в случае симптомов.

У многих свои дома, поэтому люди занимаются ремонтом, сажают цветы, готовят лодки к лету, ходят в походы всей семьёй. Очень часто можно увидеть, как очередь в магазин выстроилась на улице, чтобы в помещении не было скопления народа. У аптеки в ряд поставлены стулья с промежутком в 2 метра. Маски люди не носят, следуя рекомендациям ВОЗ. Маски здесь рекомендованы только больным и медперсоналу. Считается, что маска для человека неопытного может только навредить за счёт увеличения частоты прикосновений к ней и лицу.

По возможности все должны работать из дома. Есть список предприятий, которые обязаны продолжать работу. Мой муж работает на фабрике, которая производит контраст для рентгенов и МРТ, и он ходит на работу, как и раньше. В связи с этим мы не видимся с его родителями, которые находятся в зоне риска.

Я работаю из дома, где нахожусь с двухлетним ребёнком. Несколько раз в неделю муж берёт больничный по уходу за ребёнком (сейчас каждому родителю положены 20 оплачиваемых дней без справки от врача), чтобы я могла поработать. Работаю по видеоконференциям. От руководства компании прозвучало, что это наша новая реальность, и надо учиться работать в новых условиях.

Многие пожилые люди в Норвегии живут в домах престарелых, им, как и раньше, помогает государство. Продукты привозят специальные службы. 93-летнему дедушке моего мужа, который живёт один в своём доме, свекровь привозит продукты. В остальном он на самоизоляции, с правнучкой общается по видео.

Находиться в Норвегии в условиях кризиса достаточно спокойно. Действия правительства меня восхищают. Как только появляется новая информация, в прямом эфире идёт пресс-конференция: в ней участвуют премьер-министр, министр здравоохранения, министр финансов, эпидемиолог и т.д. После этого почти каждый вечер многие из вышеперечисленных участвуют в дебатах и обсуждают, какие ещё меры должны быть предприняты. Информации много, она понятная и прозрачная. Лично у меня это снижает уровень тревожности.

Турция: недостатка в антисептиках нет

Первого заболевшего Covid-19 в Турции выявили 10 марта. К началу недели в стране было зафиксировано 27 069 случаев заболевания. Скончались 574 человека, выздоровели - 1 042.

Венера Мякишева переехала в Турцию (Ташуджу) летом 2019 года вслед за мужем, который работает на строительстве АЭС «Аккую»:

- Сейчас Турция на 9 месте по числу заражённых Covid-19. По городу Ташуджу и АЭС «Аккую» информации о заражённых пока не поступало.

Людям старше 65 лет уже несколько недель запрещено выходить из дома, продукты доставляются волонтёрами. С 4 апреля запрещён выход из дома без наличия специального разрешения и лицам младше 20 лет. Остальным рекомендован режим самоизоляции. Также с 4 апреля всем запрещён выход на улицу, рынки, в супермаркеты и на рабочие места без масок. На 15 дней приостановлено транспортное сообщение между 30 городами Турецкой Республики.

Недостатка в масках, перчатках и антисептиках пока не наблюдается. Здесь, кстати, в качестве антисептика широко используется одеколон. В местном чате WhatsApp для русскоговорящих пишут, что в магазины без масок действительно не пускают, но, например, в Силифке возле супермаркета уже идёт уличная торговля масками и одеколоном. Ажиотажа в плане скупания всего и вся не наблюдается.

Школы Турции закрыты с середины марта, школьники на дистанционном обучении. Детские сады тоже закрыты. Кафе и рестораны работают на вынос и на доставку. Фермерский рынок в Ташуджу работает в обычном режиме, по четвергам и воскресеньям, но сейчас продукты продаются расфасованными в пакеты.

Люди относятся к ситуации по-разному: кто-то не видит в прогулках ничего страшного, кто-то строго соблюдает режим самоизоляции. Но городская набережная опустела, и в целом в городе на улицах стало безлюдно. Улицы патрулируют полицейские.

В принципе, всё как у нас в Заречном.