На чужом несчастье счастья не построишь

«Зареченская Ярмарка» №46 от 14 ноября 2019 г.

В 2012 году к предпринимателю Надежде Котовой* в ритуальный павильон «Память»* пришла работать Маргарита Чалина*. Через несколько месяцев туда же устроилась Вероника Пронина*. Обязанности у женщин были одинаковые: они принимали заказы, выезжали на адреса, оформляли заявки по оказанию ритуальных услуг, заключали договоры, вели остальную документацию. Так усердно и честно женщины трудились шесть лет, а потом…

Алёна АРХИПОВА

- Помимо прочих, в трудовые обязанности Чалиной и Прониной входило принятие денежных средств по заявке с оформлением соответствующих документов, заключением договоров, - пояснила потерпевшая Надежда Котова*. - При заключении договора у нас заполняется карта заказа с перечнем необходимых товаров и услуг, подсчитывается общая сумма заказа, заключается договор в двух экземплярах. Один экземпляр отдаётся заказчику, второй остаётся в организации. Оплата по договору производится либо полностью, либо с авансом, о чём в договоре делается соответствующая запись. Когда услуги полностью оплачены, пробивается квитанция по кассе организации ИП. Также все поступившие суммы записываются в «Журнал движения денежных средств». В конце рабочего дня делается распечатка по кассе. Сверка кассы и журнала в организации не проводится. При внесении аванса чек не пробивается - делается только запись в журнале и в договоре.

В нашем офисе имеются видеокамеры, одна из камер в помещении находится над столом администратора, направлена на стол. Видеозапись онлайн транслируется на мой домашний компьютер и телефон. Также в помещении ведётся аудио-фиксация.

В декабре 2018 года, просматривая видозапись и прослушивая аудиозапись в офисе, мне не понравился разговор Прониной по поводу имеющихся излишек в кассе. Я решила просмотреть видеозапись за последний месяц и выяснила, что Пронина и Чалина заключали с клиентами договоры на оказание услуг по погребению на сумму иную, чем по факту была оказана услуга. Оказалось, что администраторы после ухода клиента переписывали те листы в договорах, где были карты заказов - там клиент не ставил подпись. Они указывали в заказах меньшую сумму. Второй лист с подписью клиента оставался. Первый вариант документа работницы убирали к себе в сумку, разницу в сумме также забирали себе.

После того как Надежда Котова выявила факты недобросовестного исполнения обязанностей Прониной и Чалиной, она подняла все договоры и созвонилась со многими заказчиками. Все её опасения подтвердились. Предприниматель сказала своим сотрудницам, что просмотрела записи с камер видеонаблюдения. Женщины сразу же заявили о своём намерении уволиться и написали заявление по собственному желанию. Письменные объяснения по поводу случившегося дать отказались.

Позже было возбуждено уголовное дело - отпираться уже не было смысла. Давая показания в полиции, Маргарита и Вероника рассказывали, что нередко им приходилось работать без выходных, дежурили они на телефоне круглыми сутками, если возникала необходимость, срочно выезжали на адрес к клиенту. Да и морально тяжело было работать в такой сфере. Что же побудило поначалу добросовестных сотрудниц пойти на преступление: неудовлетворённость своей заработной платой или недовольство графиком работы, так и осталось загадкой.

Из показаний Вероники Прониной: «В один из дней у меня неожиданно возник преступный умысел на хищение денежных средств, принадлежащих Надежде Котовой. При этом у Маргариты Чалиной возникла та же мысль. Кто из нас кому предложил взять деньги из кассы, я точно сказать не могу. Это произошло как-то одновременно, так как у нас обеих в тот момент были финансовые трудности.

Приходили заказчики, мы составляли договоры, а в день расчёта при составлении квитанции за предоставленные услуги мы в экземплярах договора организации писали суммы меньше, чем нам вносили граждане. В квитанции также указывали суммы ниже тех, которые вносились по факту. Разница нами присваивалась и не вносилась в кассу. Чтобы о данной разнице Котова не догадалась, мы также писали заниженную сумму в «Журнал движения денежных средств». Таким образом нами было составлено около 30 договоров и квитанций…»

Чалина также признала свою вину и написала явку с повинной.

- Своими преступными действиями Пронина и Чалина причинили мне, как предпринимателю, значительный материальный ущерб. У меня на иждивении находится бабушка, которую я в настоящее время содержу и помогаю. На меня оформлены два кредита, общая сумма платежей которых составляет около 90 000 рублей в месяц. Желаю привлечь женщин к уголовной ответственности, - настаивала потерпевшая.

Заречный районный суд (судья Юлия Букатина) установил, что Маргарита Чалина и Вероника Пронина виновны в присвоении, то есть в хищении, чужого вверенного им имущества. С июня по декабрь 2018 года женщины, находясь в офисе похоронной службы, из корыстных побуждений вступили между собой в преступный сговор, направленный на совместное тайное хищение переданных им от заказчиков денег, которые должны были быть внесены в кассу организации, путём присвоения. За это время Пронина и Чалина осуществили свой единый совместный преступный умысел 29 раз и похитили вверенные им денежные средства, принадлежащие ИП Котовой, на общую сумму более 190 000 рублей. Тем самым причинили предпринимательнице значительный материальный ущерб.

Данное преступление было квалифицировано по ч.2 ст.160 УК РФ. По ходатайству подсудимых и их защитников суд рассмотрел уголовное дело в особом порядке. Было также учтено, что это деяние закон относит к категории средней тяжести. Женщины признали свою вину, полностью раскаялись в содеянном, частично возместили нанесённый ущерб, работают, характеризуются положительно. Приняли во внимание, что у Маргариты на иждивении малолетний ребёнок. В результате каждой из них было назначено наказание - по 340 часов обязательных работ. Также с Маргариты Чалиной и Вероники Прониной в равных долях взысканы в пользу Надежды Котовой по 87 000 рублей в качестве возмещения материального ущерба.

*Персональные данные изменены.