Последний выпуск
№ 1 от 14 января 2020 г.
Газета вышла 6 дней назад

Архив №31 от 01 августа 2019 г. Мы не знали - что такое рынок

Мы не знали - что такое рынок

Мы не знали - что такое рынок

Олег Николаевич Арефьев депутат городской Думы, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, в недавнем прошлом директор УрТК НИЯУ МИФ, а теперь помощник Главы по вопросам образования и спорта, - побывал более чем в 30 странах мира. Поэтому неудивительно, что именно он стал очередным героем нашей рубрики «Мир большой». Правда, в этот раз глазами зареченца мы будем смотреть ни на какую-то одну страну, а попытаемся сравнить системы образования, существующие в разных странах.

Юлия ВИШНЯКОВА

- … Для начала надо понять, что такое система образования, потому что её принципы одинаковы и для нас, и для зарубежных стран, - начинает Олег Николаевич. - На «входе» этой системы абитуриент, а на «выходе» должен быть специалист. На образование что влияет? Материальная база (здание, аудитории), технологии обучения и кадры. При советской власти было всё просто. Материальная база финансировалась государством. Технологии обучения были довольно современные. В руководстве не было посредственностей, потому что была система подготовки руководящих кадров. Преподаватели регулярно - раз в два года - бесплатно проходили через повышение квалификации. По итогам обучения специалиста ждало распределение на предприятия и территории.

За рубежом, после Болонского процесса, образовательная система стала унифицированной для многих стран, и она отличалась от нашей. Так, в создании материальной базы учебных заведений в тех же Англии, Германии, Швейцарии активно участвует частный бизнес. Предприниматели, предоставляя своё оборудование, заинтересованы в том, чтобы отучившийся студент был уже хорошо с ним знаком. По технологиям обучения они ещё во время Советского Союза нас сильно опережали, особенно в Кембридже, где ещё тогда применялись информационные компьютерные технологии, а большой акцент делался на самостоятельную работу студентов. В руководство не могли попасть посредственности, контроль за этим шёл как на федеральном, так и на региональном уровнях. Материально обеспечен был и преподавательский состав.

Но самое главное отличие в том, что они готовили студентов к условиям рынка. А мы не знали, что такое «рынок». И не было у нас такого понятия как «профессиональный стандарт», «образовательный стандарт». А в капиталистических странах всё это было. Там в разработке профессионального стандарта участие принимают и государственные, и частные органы. Они определяют, что студент должен знать на выходе. А уже исходя из этого разрабатывается образовательный стандарт. То есть работодатель решает, чему учить студента, а как учить учебное заведение.

В советское время у нас существовала лишь учебная программа, а в 90-е возникли рыночные условия. Студент после учёбы оказался никому не нужным. Со временем начало приходить понимание, что нужен профессиональный стандарт, но не все работодатели могут сформулировать: а чему учить-то? Мы, не имея нормального профессионального стандарта, начинаем лепить образовательный. И это наша главная ошибка. Силы идут не на содержательную часть, а на бумажную составляющую. От этого страдают преподаватели. Еще одна наша большая беда в том, что в управление может попасть, кто угодно. Какой выход? Нужен четкий профстандарт, а на его основе образовательный, он должен пройти госэкспертизу, и хватит экспериментов.

Вы часто вспоминаете Кембридж, как образец того, как должен быть построен образовательный процесс. Почему?

- Я был там два раза, и скажу, что Кембриджский университет - это высочайший уровень образования. Что такое Кембридж? Это несколько десятков колледжей с большой историей, расположенные на территории одного города. Каждый колледж - это место, где студенты учатся, живут и проводят время, поэтому у каждого колледжа есть своё общежитие, библиотека, столовая, церковь.

Жизнь и работа колледжей регулируется их собственными уставами и правилами (например, гендерные и возрастные ограничения для абитуриентов). Вместе с тем студенты любого колледжа могут выбирать курсы, проходящие на территории другого колледжа. Так что возможности образования в этом плане значительно шире. В начале обучения в Кембридже студенты проходят через специальное тестирование, и на основе его результатов разрабатывается индивидуальная образовательная траектория. То есть студенту помогают выбрать именно те курсы, которые пригодятся лично ему в его будущей профессиональной деятельности. И для каждого отдельного студента этот набор курсов будет сильно разниться. Более того, в Кембридже существует система личных наставников, тьютеров, своего рода научных руководителей, персонально прикреплённых к каждому студенту. В кабинете у одного из преподавателей я видел небольшой список из 12-13 человек, которых он курирует - следит за их самостоятельной работой, направляет, подсказывает, консультирует.

Что касается бытовой жизни студентов, то условия в знаменитом вузе спартанские. В общежитии комнаты, рассчитанные на двоих человек, больше напоминают кельи. Удобства на этаже. Здесь нет ни компьютеров, ни места для учёбы. Самостоятельную работу студент выполняет не в комнате, а в библиотеке. Библиотека Кембриджа - это уникальное место. Там до сих пор хранятся древние фолианты, которые с гордостью демонстрируют гостям. В библиотеках есть шумоизолированные «кабинки», в которых установлены компьютеры. Таким образом, созданы условия для самостоятельной работы студентов. При окончании обучения студента ждёт строгий экзамен, он смешанный, есть и тесты, и устные ответы. Но каждый колледж сам определяет, как ему итоговый экзамен проводить.

Ещё один интересный момент. Студенты сами решают, к какому преподавателю записаться на курс. Допустим, к одному записались 40 человек, к другому 15, к третьему 0. Поэтому среди преподавателей есть здоровая конкуренция.

В России считается, что без высшего образования молодому человеку будет сложно чего-то добиться. За рубежом такие же убеждения?

- В Германии вузы в основном бесплатные, во Франции тоже много вариантов бесплатного обучения. В Англии, Голландии - смешанная система. Интересно то, что в той же Германии, при бесплатном высшем образовании, далеко не все нацелены на его получение. В этом отношении Германия достаточно интересна. Помню, в 50-е годы, когда был маленьким, в нашей стране существовали фабрично-заводские училища. Ребята приезжали из села, им давали форму, жильё, их кормили и готовили на определённое рабочее место. В Германии массовость рабочих профессий существует до сих пор. Я был в Лейпциге, в училище, где готовят рабочих по кузовному ремонту. Знаете, как выглядит там дипломная работа? Например, надо сделать фару для «Мерседеса» образца 1947 года. Сделал - молодец, нет - учись дальше. После училища он востребован, у него хорошая зарплата, и он может при желании открыть своё дело.

У нас сейчас начинает зарождаться дуальное обучение. Но это не новинка, в Германии это развито уже давно. Дуальное обучение - это когда 50% времени студент проводит в аудитории, 50 % - на производстве. У нас добиться этого очень сложно, потому что 75% предприятий - частники, они почему-то не заинтересованы в организации такой практики. А в Германии частники идут на это. Три с половиной года студент учится, и всё это время проходит практику на предприятиях.

Вот и получается, что в Германии у молодых людей резкий крен в сторону того, что рабочая специальность нужна больше, чем высшее образование. У нас же наоборот, есть предубеждение, что руками заработать большие деньги невозможно.

За рубежом студент

выбирает преподавателя,

поэтому среди

преподавателей

существует здоровая

конкуренция.

Отсутствие системной

кадровой политики

приводит к тому, что

на руководящих

должностях часто

оказываются дилетанты.

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Упор на тренажёр
    №50 от 12 декабря 2019 г.

    Городской конкурс малых архитектурных форм, получивший название «Заречный - АХ!» (Архитектура и Художество) переходит в завершающую стадию. 10 декабря - последний день, когда, согласно положению, конкурсные материалы должны быть переданы организатору. А мы завершаем рассказ о семи его участниках.

  •  
    Опираться надо на твёрдое
    №48 от 28 ноября 2019 г.

    Директор БАЭС Иван Сидоров родом из Алапаевска. 7 ноября газета «Алапаевская искра» опубликовала большое интервью со своим земляком, которым алапаевцы очень гордятся.

  • Председателя МежСин Андрея Расковалова трудно застать на месте. В день интервью он вернулся из Черноусовского детского дома, куда вместе с педагогами и воспитанниками спортклуба «Десантник» отвозил подарки для детей.

  •  
    Слесарь механик художник
    №46 от 14 ноября 2019 г.

    Продолжаем знакомить наших читателей с участниками главного общегородского конкурса арт-объектов «Заречный - АХ!», который инициировала наша редакция и поддержала городская администрация. Сегодня у нас в гостях Анатолий Ржанников. Анатолий Константинович, наверное, самый возрастной участник этого конкурса.

  • Представляем читателям очередного участника конкурса «Заречный АХ!». Елена Синельникова - бывшая жительница Екатеринбурга и на наш небольшой город она смотрит с позиции обитателя мегаполиса. Кстати, этот взгляд необычен и интересен.

  •  
    Такого в Заречном ещё не было
    №45 от 07 ноября 2019 г.

    Общегородской конкурс арт-объектов «Заречный - АХ!», который придумала наша редакция и поддержала горадминистрация, оказался настолько заразительным, что сразу две зареченские организации объявили похожие конкурсы на своих территориях - это Белоярская АЭС и ООО УК «ДЕЗ».