Он ветра и солнца брат

«Зареченская Ярмарка» №35 от 30 августа 2018 г.

3 сентября исполняется 80 лет Виталию Рыкову, который около 50 лет отдал профессии геолога и 44 года отработал в Баженовской геофизической экспедиции.

Елена ПАРАСКИВИДИ

Геологом, как считает сам Виталий Рыков, он стал по воле случая. Однажды с товарищем пошёл в лес, который находился прямо за родной деревенькой Бердыш в Туринском районе, а оттуда отправился на речку Ялынку. На берегу ребята нашли обломок бивня мамонта. Побежали за друзьями, откопали бивень, а Виталий набрал ещё красивую мелкую гальку.

- Мне эта галька так приглянулась, что я стал собирать разные камешки, - рассказывает Виталий Васильевич. Окончив Алапаевский геолого-разведочный техникум в 1960 году, Рыков приступил к работе в должности сменного бурового мастера на Липовском месторождении никеля под городом Реж.

- Через три года, будучи старшим буровым мастером, поработал в Богдановичской геолого-разведочной партии, потом женился и по семейным обстоятельствам пошёл в школу преподавателем рисования, черчения и машиноведения. Но понял, что это не по мне, видно, крепко засел во мне дух «бродяжничества», а геология - моё истинное призвание.

20 декабря 1964 года Виталий Рыков перевёз жену Людмилу и сына Сергея в Заречный, а на другой день уже выехал в поле с геолого-разведочной партией от Баженовской геофизической экспедиции. В этой организации Виталий Васильевич отработает 44 года до самого выхода на пенсию, когда ему исполнилось 70 лет!

- С разведывательными партиями я объехал весь Урал, от его приполярных районов до границы с Казахстаном на юге, всю Тюменскую область. Доходили и до границ с Украиной. Обычно выезжали на работу сразу после майских праздников и трудились в полевых условиях до октября. Потом возвращались домой на 10-15 дней - и опять работа. Я как-то подсчитал, что у меня было около 75 полевых сезонов. Это 36 лет в поле. Жили в палатках, в наёмном жилье, в вагончиках, которые сколачивали сами. Когда работали на Севере, придумали, как устроить себе баню. В сугробе рыли большую яму, делали лесенку, на дне ямки разводили костёр, а над ним подвешивали на палке ведро, в которой нагревалась вода. Помывшись, надевали фуфайку и бежали в домик на полозьях.

Было тяжело. Представьте только, что иногда работали на болотах, и если это было летом, то по пояс в воде. А зимой на Севере мороз за 50 градусов! Но трудились на совесть. Силы давала любовь к профессии, к своему делу.

Были и забавные случаи.

- Как-то под Димитровградом в Ульяновской области мы бурили мелкие скважины и производили взрывные работы, а местные метеостанции их записывали. Вскоре пошла молва о прилёте НЛО. Так решили люди, которые увидели пламя, вырывавшееся в момент взрыва из скважины. Пришлось даже писать объяснительную записку в министерство геологии. А ещё, как известно, за полярным кругом полгода светит солнце. Так молодые ребята-геологи сетовали: придёшь на свидание с девушкой, а поцеловать её не можешь, неудобно перед людьми, ведь и днём светло, и ночью.

Первые годы вместе с мужем в экспедицию выезжала жена с сынишкой. Надо сказать, что Людмила Алексеевна 25 лет отработала в Баженовской экспедиции. Когда родился второй сын Петя, все заботы по воспитанию мальчишек в основном легли на плечи жены геолога. Но Людмила Алексеевна и с работой справлялась, и с домашними делами. Все жители Шеелита, где Рыковы получили квартиру, жили тогда одной дружной семьёй, помогали друг другу во всём.

- В советские годы Баженовская геофизическая экспедиция была одной из четырёх крупных экспедиций в геологической отрасли. Её сотрудники проводили научные исследования и разведку месторождений. В коллективе, который в лучшие годы насчитывал до 700 человек, были как постоянные работники, так и сезонные рабочие. Потом деятельность экспедиции стала «глохнуть». Правда, сейчас наших ребят изредка приглашают на работу на 2-3 месяца в другие регионы. Больно за родное предприятие, ведь здесь я начинал с заведующего складом взрывчатых материалов, потом работал буровым мастером, начальником отряда и начальником партии. Посчастливилось трудиться с такими мастерами своего дела, как Владимир Дружинин, Григорий Устинов, Алексей Гуков, Виктор Головко…

За добросовестный труд и профессионализм в работе у Виталия Васильевича, как он шутит, «полчемодана всяких грамот и две медали», одна из которых «Ветеран труда». Говорит, если бы пришлось вновь выбирать профессию, то «обязательно пошёл бы в геологи, бродяжничать».