Мусорный передел - часть вторая

«Зареченская Ярмарка» №33 от 16 августа 2018 г.
Мусорный передел - часть вторая

Состояние контейнерных площадок в Заречном продолжает вызывать недовольство жителей. Горы мусора растут и размножаются, а если и убираются, то нерегулярно и непредсказуемо. Между тем, муниципалитет опубликовал на официальном сайте выдержки из любопытного документа - Схемы размещения мест временного хранения отходов на территории Заречного (жилищный фонд). Так в споре между коммунальщиками и администрацией появилось ещё одно действующее лицо - главный санитарный врач Заречного. Новое лицо добавило и новые факты в спорную ситуацию. О них расскажем подробней.

Юлия ВИШНЯКОВА

Схема с вопросами

«В 2013 году была утверждена и согласована главным государственным санитарным врачом по г.Заречный Схема размещения мест временного хранения отходов на территории города Заречный (жилищный фонд). Схемой утверждён адресный перечень контейнерных площадок с «привязкой» их к конкретным адресам многоквартирных жилых домов и, соответственно, к управляющим этими домами организациям, - утверждает муниципальная пресс-служба. - Администрация городского округа Заречный напоминает всем жителям города о том, что по вопросу вывоза твёрдых коммунальных отходов с контейнерных площадок, а также по вопросу содержания их в чистоте и порядке, следует обращаться в свою управляющую компанию (ТСЖ), т.к. в соответствии с действующим законодательством управляющая организация обязана организовать сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов.

Услуга по сбору и вывозу ТКО включает следующие виды работ:

- механизированная погрузка твёрдых бытовых отходов в кузовные мусоровозы и разгрузка мусоровозов на полигоне ТБО;

- транспортировка ТКО на мусоровозе;

- погрузка-разгрузка бункеровоза;

- транспортировка крупногабаритного мусора на бункеровозе;

- утилизация (захоронение отходов) с платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за оказанную услугу включена в строку «Содержание жилья», которую собирает управляющая организация и, соответственно, должна нести ответственность за качественное оказание этой услуги.

С адресами контейнерных площадок и «привязкой» их к управляющим организациям можно ознакомиться в прилагаемом перечне.»

При беглом взгляде может показаться, что перед нами действительно серьёзный аргумент местной власти, который должен побудить «управляшки» прибраться на «своих» контейнерных площадках. Однако при внимательном изучении предложенной схемы возникают вопросы.

Например, как вывозить крупногабарит и прибираться на площадке, если одна площадка попадает в зону нескольких управляющих компаний? Среди них, например, площадка у пожарной части на Ленина - Свердлова, за которую, согласно схеме, отвечают ООО «Викинг», ООО «ДЕЗ» и ООО «ФРЗ ЖКХ»; или площадка на Курчатова 29/3, находящаяся в ведении ООО «ДЕЗ», ТСЖ «Наш дом» и ООО «ФРЗ ЖКХ»; за проблемную площадку у школы №1 также отвечают несколько «управляшек» - ТСЖ «Согласие» и ООО «ДЕЗ».

Ещё несколько резонных вопросов: как в Схеме, согласованной ещё в 2013 году, оказались площадки возле домов, построенных значительно позже: например, дом 22 на Победы построен в 2015 году; откуда в документе 2013 года появились управляющие компании, в частности, ТСЖ «Победы, 20», которая организована в начале 2016 года? Ещё интересный момент - белые пятна, обнаруженные в Схеме. Так, к примеру, без «закреплённых» организаций остались площадки на Ленинградской, 15 и на Кузнецова, 24 А. В то же время, есть территории, где площадки фактически отсутствуют, а по Схеме они должны быть - речь о Ленинградской, 24 Б (возле ТП). Мусор здесь складывают прямо под деревьями.

«Привязали» как смогли

В попытках разобраться в сложившейся ситуации мы обратились к главному санитарному врачу по Заречному Ирине Рыжкиной. Согласно её официальному ответу, «схемы размещения мест временного хранения отходов на территории Заречного были согласованы главным санитарным врачом по Заречному 13 марта 2014 года. В схемах указан перечень контейнерных площадок для временного хранения ТБО с указанием адресов. Данной схемой не предусмотрена привязка к конкретным управляющим компаниям или ТСЖ».

Получается, что управляющие компании «привязала» к контейнерным площадкам вовсе не главный государственный санитарный врач по г.Заречный, к тому же, год подписания документа не 2013, а 2014-й.

Мы запросили в администрации исходный вариант Схемы. Действительно, управляющие организации в ней не указаны. Нет и тех домов, которые были построены после 2013 года. Но есть площадки и адреса домов, которые могут ими пользоваться, подсчитано количество жильцов и нормативы ТБО в год для каждого дома.

- Но эти цифры устарели, поэтому лучше их не использовать, - пояснила и.о. начальника отдела муниципального хозяйства Татьяна Соломеина. - Что касается новых домов, которые в 2013 году ещё не были построены, то места размещения сбора мусора у них предусматриваются проектом застройки, и для каждого нового дома менять Схему необязательно. Более того, у новых домов площадки для сбора мусора входят в общедомовое имущество, поэтому с ними нет проблем.

Фантазии на тему

Схему размещения мест временного хранения отходов депутат и председатель ТСЖ «Аква-риум» Константин Дубровский называет «какими-то фантазиями»:

- Они могут фантазировать всё что угодно, к реальности это отношения не имеет. Вместо того чтобы этой непонятной Схемой размахивать, лучше бы Схему санитарной очистки города довели до ума. Контейнерную площадку за управляющей компанией можно закрепить только в том случае, если она является общим имуществом собственников. А если это не общее имущество, как они могут «закрепить»? А если дом «уйдёт» в другую управляющую компанию, они будут изменять эту Схему? Бред, конечно. Я эту Схему целиком не видел, только то, что на сайте выложено. И мне кажется, что это какое-то непонятное творчество.

Согласна с Дубровским и председатель ТСЖ «Квартал» Наталья Игошина:

- Приписывать нам площадки неправомерно. На прошлой неделе по инициативе администрации состоялась проверка Государственной жилищной инспекции. Не знаю, что будет в предписаниях, но нам она ничего не может предписать, так как проверенные площадки находятся на земле администрации. Чтобы нам их взять, надо получить согласие собственников, а чтобы его получить, нужно провести голосование.

Время «переводить стрелки»

Ситуация с мусором на контейнерных площадках в городе не осталась без внимания главного санитарного врача - с конца июля ведомство держит её на контроле.

Так, 30 июля должностными лицами Межрегионального управления №32 ФМБА России в адрес администрации Заречного было направлено письмо о принятии незамедлительных мер по вопросу несвоевременного вывоза ТБО. Ответ пришёл 6 августа, в нём, в частности, говорилось, что ответственность за неудовлетворительное состояние контейнерных площадок и несвоевременный вывоз мусора возложена на управляющие организации, согласно п.4 Правил благоустройства территории Заречного. (Напомним, утверждены они были в марте 2018 года).

Получив такой ответ, главный санитарный врач по Заречному направил в адрес управляющих организаций Предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства.

Ответ коммунальщиков

Коммунальщики не остались в долгу. Пока администрация доказывает, что ответственность за происходящее лежит на «управляшках», депутат, председатель ТСЖ «Наш дом» Василий Ведерников предложил обсудить вопрос о неудовлетворительном исполнении обязательств ООО «Олимп» по муниципальным контрактам на ближайшем заседании Думы.

Напомним, ООО «Олимп» отвечает за содержание 30 контейнерных площадок по муниципальному контракту. При этом, по словам Главы города Андрея Захарцева, муниципальный контракт предусматривает уборку не всей контейнерной площадки, а лишь территории в радиусе одного метра от неё.

- По муниципальному контракту всё, что не вывезли, намусорили вокруг, они должны подмести и в бачок положить. А когда горы мусора лежат и говорят, что это должны делать компании, которые муниципальный контракт выполняют, возникает вопрос: на основании чего? Подмести и убрать - да, а всё остальное - УК и ТСЖ, - так Захарцев объяснил журналистам суть муниципальных контрактов на пресс-конференции 10 июля.

Ведерников же не просто выносит на Думу вопрос о работе ООО «Олимп» и ставит под сомнение качество этих работ, он также запросил копии договоров с организацией, сведения о начальных условиях муниципальных контрактов, акты сверок по оплате за два года, переписку между ООО «Олимп» и МКУ «ДЕЗ» (в том числе претензии), акты выполненных работ с начала года, а также протоколы всех совещаний с участием ООО «Олимп».

Коммунальщики уверены, что запрошенные документы прольют свет хотя бы на часть вопросов. Потому что, заглянув, например, в муниципальный контракт с ООО «Олимп» на оказание услуг по ручной уборке территории Заречного, в нём можно найти адреса 30 контейнерных площадок, за содержание которых, согласно техзаданию, организация отвечает в течение года. При этом в её работу входит: «очистка контейнерных площадок от мусора; снятие рекламы с контейнеров; ремонт навесов в случае поломки».

И в этом перечне адресов можно найти многие из тех проблемных и зарастающих мусором площадок, которые администрация закрепляет за управляющими организациями. Это, например, Таховская, 12 - уборочная площадь 27 м2; Ленинградская, 10 - уборочная площадь 18 м2; Курчатова, 27/3 - уборочная площадь 15 м2 и другие.

К чему приведёт депутатский запрос, узнаем уже на ближайшей Думе.

Козырный туз

Однако уже сейчас очевидно, что главный козырь муниципалитета в этом споре - отсутствие у “управляшек” собственных площадок для сбора мусора (а по закону они быть должны) и то, что “управляшки” берут с населения деньги за сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов, - коммунальщики перебить не могут. Не исключено, что именно эти два аргумента и станут решающими в глазах правоохранительных и надзорных структур, которые в настоящее время разбираются в ситуации.

Мы же продолжим наблюдать за развитием событий и будем ждать ответа из Белоярской межрайонной прокуратуры. Напомним, по фактам, изложенным в публикации «Мусорный передел» от 19 июля, прокуратура проводит проверку, о результатах которой мы расскажем уже в следующем выпуске газеты.