Ушел в себя - вернусь не скоро

«Зареченская Ярмарка» №25 от 21 июня 2018 г.

Кажется, что в Заречном для безопасности на дорогах сделано всё возможное: везде проведена подсветка, пешеходные переходы оборудованы, опасные места обнесены ограждениями, а «лежачие полицейские» лежат так часто, что, вроде, и не разогнаться… Однако чуда не произошло. В этом году количество сбитых пешеходов выросло в разы…

Юлия ВИШНЯКОВА

Печальная статистика

Так, по данным ГИБДД, за 5 месяцев 2018 года на территории городского округа произошло 91 ДТП. В них погибли 5 человек, из них 1 ребёнок. Ранения различной степени тяжести получили 13 человек, из них 4 ребёнка. При этом за аналогичный период прошлого года произошло лишь 1 ДТП, в котором пострадал ребёнок.

Первый случай в этой печальной статистике случился в начале года. Наша газета уже писала о нём, но напомнить будет не лишним. 8 января на 9 км автодороги Екатеринбург-Тюмень (территория Заречного) водитель автомобиля «Киа Рио» - молодая женщина, не учла плохую видимость из-за сильного снегопада и выехала на встречную полосу, где столкнулась с автомобилем ВАЗ-21124, которым управлял мужчина 36 лет. В результате ДТП погибли 4 человека, 3 получили травмы различной степени тяжести, в том числе двое детей-пассажиров ВАЗ. 11 января в МСЧ-32 скончалась 4-летняя девочка, которая в момент ДТП находилась на переднем пассажирском сиденье в детском кресле, соответствующем росту и весу ребёнка. Её годовалая сестра также перевозилась в детском кресле за водителем, в результате ДТП она получила закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга.

Конечно, трасса непредсказуема. Но остальные случаи, в которых дети и подростки, к счастью, остались живы, произошли уже на городской территории Заречного. Так, наезд на девушку-подростка произошёл на дороге с круговым движением у автостанции. Она шла на автобус через пешеходный переход, водитель автомобиля не предоставил ей преимущества.

Ещё одна авария также произошла на круговом движении, на этот раз на улице Курчатова. 28 апреля поздним вечером 18-летнияя девушка (стаж вождения 5 месяцев) за рулём автомобилем «Хендэ Гетц», не справилась с управлением и врезалась в бордюрное ограждение. В результате пострадала 17-летняя пассажирка, находящаяся на заднем сидении. С полученными травмами она была госпитализирована в МСЧ №-32.

ДТП, которое произошло 21 мая, объяснению поддаётся плохо. В полдень на улице Ленинградская водитель автомашины «Опель Корса» наехала на 8-летнюю девочку-пешехода, которая переходила проезжую часть по пешеходному переходу и уже практически заканчивала движение. В результате аварии ребёнок получил ушибы и ссадины. При этом девочка шла домой после уроков по разработанному маршруту «дом - школа - дом».

Человеческий фактор

Случай со смертельным исходом во многом объяснялся сильным снегопадом, плохой видимостью на дороге, а также неопытностью автоледи, которая выехала на встречную полосу. По данным ГИБДД, свои права она получила лишь в июне 2017 года.

Многие молодые водители помнят, с какой осторожностью они начинали свой водительский путь. Но на смену осторожности довольно быстро приходит уверенность в себе или даже самоуверенность. А вот опыт так быстро, к сожалению, не приходит. Именно поэтому молодые водители и становятся главными виновниками ДТП.

А в чём причина тех аварий, в которых водители сбивают пешеходов на переходах? Как попыталась объяснить инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Юлия Овчинникова, во всех ДТП виноваты были водители:

- В основном нарушают режим скорости. Да и человеческий фактор, к сожалению, никто не отменял.

На одной из комиссий по БДД на эту же проблему обратил внимание начальник отдела ГИБДД Заречного Артём Котырев:

- Лежачие полицейские через каждые 50 метров, а люди из Заречного умудряются за эти 50 метров разогнаться почти до 100 километров!

Но одно дело лихие гонщики - с ними всё понятно (это из серии трёх «Д»), и совсем другое невнимательность. Мы поговорили с десятком водителей из нашего города. Большинство из них уверены в том, что сегодня темп жизни и количество проблем у людей настолько выросли, что на дороге сконцентрироваться становится всё сложнее.

- Возможно, сейчас у людей проблем стало больше, это и финансовые сложности, и стресс от работы, и проблемы с детьми, отключиться от них во время управления автомобилем не получается. Человек за рулём уходит в себя, в свои переживания. Вроде и понимаешь, что надо думать о дороге, но ведь люди не роботы, да и ситуации разные бывают, - считает Татьяна, водитель с почти 20-летним стажем.

Ещё один важный, отвлекающий от дороги аспект, - всевозможные гаджеты. Это при том, что пользоваться ими за рулём автомобиля запрещено, а сами виновники ДТП никогда не признаются, что отвлеклись на телефонный разговор.

- Бывает такое: едешь, вдруг кто-то звонит, а телефон в сумке. Вроде бы, да ну его, потом посмотрю - перезвоню, но беспокойство остаётся, а вдруг кто-то по важному вопросу, а вдруг что-то случилось. И вот уже ты одной рукой держишь руль, а другой активно копошишься в сумке в поисках телефона. Конечно, понимаешь, что так делать не надо, но искренне веришь, что контролируешь ситуацию, и что ничего не случится, - говорит Елена, считающая себя опытным водителем.

Ещё часть водителей считают, что в происшествиях виноваты дороги.

- Улица Ленинградская, когда сошёл снег, напоминала минное поле. Вот едешь по нему и только и думаешь, как бы все эти ямы объехать. Да и не только на Ленинградской была такая ситуация. Такое лавирование сильно отвлекает от пешеходов, - считает Игорь, начинающий водитель.

Муляжи помогут?

Для борьбы с водителями, которые не пропускают пешеходов на пешеходном переходе, ещё в начале года представители ГИББД обратились на городскую комиссию по безопасности дорожного движения с предложением установить рядом с переходами ростовые макеты детей, собирающихся переходить дорогу.

С одной стороны, а почему бы и нет? Сразу вспоминается улица Уральская, где водители зачастую не пропускают людей у пешеходного перехода. Или кадры, снятые недавно местным телевидением, когда во время ремонта улицы Ленинградской машины просто не обращают внимания на людей, пытающихся перейти дорогу по пешеходному переходу.

- У водителей нет сознания, что людей надо пропускать на пешеходных переходах, - признаёт Глава города Андрей Захарцев. - Вроде столько денег потратили - оборудовали пешеходные переходы, ограничили возможность непредсказуемого выбегания на дорогу, а машины продолжают наезжать на людей.

Однако и у Главы города, и у членов комиссии по БДД есть объективные сомнения в том, что муляжи детей у пешеходных переходов помогут решить проблему: водители быстро привыкнут к макету, и есть опасность, что когда-нибудь примут за макет живого человека.

Поэтому понятно, что и с человеческим фактором, в результате которого страдают дети, надо что-то делать. Вот только никто пока не знает, что именно.

Между тем, летом многие дети остаются предоставленными сами себе. Поэтому водителям не мешало бы быть более внимательными даже на наших спокойных, оснащённых «лежачими полицейскими» дорогах.

Автомобильные ловушки

ГИБДД напоминает типичные ситуации, о которых нужно предупредить ребёнка-пешехода.

Пустынные дороги

Машин здесь почти не бывает, и малыш перебегает такие улицы, почти не глядя. Объясните ребёнку, что, переходя любую дорогу, по которой может проехать автомобиль, нужно «смотреть в оба».

Машины у обочин

Пешеход, внезапно появившийся на дороге из-за неподвижного препятствия, идёт на большой риск ведь у водителей пролетающих мимо автомобилей практически не остаётся времени на манёвры.

Тормозной путь

Объясните ребёнку, что машина просто не может остановиться сразу. Напомните малышу о том, что на скользкой дороге (дождь, гололед) тормозной путь увеличивается.

Большой обзор

Не стоит переходить улицу в том месте, где дорога плохо просматривается хотя бы в одном из направлений (обзору могут мешать кусты, припаркованные у обочины автомобили и т.п.).