Диалог вроде есть - а вроде и нет

«Зареченская Ярмарка» №20 от 17 мая 2018 г.

По итогам 2017 года Контрольно-счётная палата выявила нарушений на 109 млн рублей. Цифра огромная - почти 10 процентов годового бюджета Заречного.

Юлия ВИШНЯКОВА

Контрольно-счётная палата Заречного была создана 5 июля 2012 года. Это специальный орган местного самоуправления, который в основном проверяет расходование бюджетных средств, занимается экспертизой и анализом деятельности чиновников, проведением проверок по настораживающим фактам манипуляции законодательством и не совсем прозрачного расходования бюджетных средств. Но по-настоящему работа КСП началась 5 лет назад, когда 29 апреля 2013 года её председателем стала Варвара Жирнова. Мы поговорили с ней о последних громких проверках, взаимодействии с другими органами местного самоуправления и о планах на будущее.

Варвара Вячеславовна, кто и как определяет, что будет проверять КСП?

- КСП работает на основании планов, которые составляются и утверждаются в декабре. В течение всего периода сотрудники КСП занимаются анализом исполнения бюджета. На основании этого анализа мы предполагаем, где возможны какие-то нарушения, там и проводим проверки. Кроме того, проверки могут поводиться по запросам Главы ГО Заречный, Думы, органов власти и граждан. Все действия проводятся в рамках утверждённых стандартов, которые размещены на нашем сайте. За рамки этого порядка мы не выходим.

Согласно годовому отчёту КСП, на 2017 год были запланированы 7 проверок, в итоге провели только 6. С чем это связано?

- Человеческий фактор никто не отменял. Чисто физически мы иногда не успеваем - не хватает времени. Поэтому и сокращаем количество проверок, законом это не запрещено.

Вроде бы в этом году удалось решить кадровую проблему: на работу вышел ещё один инспектор?

- У нас пять лет была вакантная ставка: то есть ставка была, но финансово она не была обеспечена. В этом году ситуация изменилась, и с 1 февраля мы начали работать в большем составе. Результаты уже заметны: мы идём по плану, ничего не переносим. Новый инспектор сразу влился в работу. Человек опытный. В качестве первого задания инспектор самостоятельно провёл проверку эффективности использования бюджетных средств муниципальной программы по развитию спорта и отлично справился с поставленной целью.

По итогам 2017 года КСП выявила нарушений на 109 млн рублей. Цифра огромная. Или с экономической точки зрения всё не так страшно?

- Для всех это огромная цифра. Но дело в том, что здесь большую часть нарушений составляют нарушения в регистрации муниципального имущества - практически 85 млн рублей. При проверке многие нарушения были устранены.

Какие нарушения чаще всего выявляет КСП?

- Чаще всего это нарушения, связанные с бухгалтерским учётом. Причины могут быть разные: и кадровые - когда в бухгалтерии меняются специалисты, может быть технический сбой и простая невнимательность бухгалтеров. Если учитывать результаты проверок, то в дальнейшем таких ошибок можно избежать.

По итогам проверок вы делаете предписания, о серьёзных нарушениях сообщаете в прокуратуру. Но почти всегда прокуратура не реагирует, а дисциплинарных решений в отношении нерадивых руководителей не происходит…

- В рамках двух контрольных мероприятий в течение 2017 года мы вынесли несколько предписаний о применении дисциплинарных взысканий, касались они руководителей «Теплоцентрали» и «Теплоснабжения». Но администрация нас проинформировала, что выполнить предписания невозможно, так как люди уволены. При этом, когда предписания были вынесены, люди ещё работали, но к ответственности их не привлекли. То есть мы сработали в ноль. В основном же те предписания, которые мы направляем по итогам проверок, исполняются. У нас нет цели наказать, наша цель - выявить ошибки и указать на них, чтобы их больше не было.

Если говорить о проверках 2017 года, то какие бы Вы назвали самыми резонансными?

- Самая резонансная - это, конечно, проверка МКДОУ «Детство». Нарушений как таковых там не было установлено, потому что это было не контрольное мероприятие, а экспертно-аналитическое. Наша цель была установить, насколько эффективно была проведена реорганизация 10 детских садиков в одно юрлицо. И мы установили, что реорганизация была проведена неэффективно. В результате слияния мы получили дополнительную надстройку. Конечно, от этого не пострадали ни дети, ни родители. Но факт остаётся фактом, и я, как экономист, не вижу выгоды в создании «Детства». Я бы поняла, если бы их не в казённое учреждение преобразовали, а в автономное, в этом случае было бы легче осуществлять закупки и появилась бы возможность ввести дополнительные услуги. Однако проверка прошла, разговоров после неё было много, но всё осталось на своих местах.

Ещё одна важная проверка касалась обоснованности расходования бюджетных средств на установку ограждений вдоль дорог. Внимания на результаты проверки никто не обратил, в том числе и прокуратура, а стоило бы.

Во-первых, работу по установке оранжевых ограждений можно было выполнить дешевле. Во-вторых, можно было бы установить ограждения в тех местах, где действительно есть опасность для пешеходов. Например, улица Алещенкова от почты: тротуар там примыкает к проезжей части.

Также резонансными стали проверки «Теплоцентрали» и «Теплоснабжения». Нарушений было много. Из прокуратуры ответов не поступило. В любом случае, цель создания муниципального предприятия - это получение прибыли в бюджет. Но прибыли нет. Делаем вывод, что МУПы и прибыль - это несовместимые вещи.

Как недавно сказал Глава города, ситуация с МУПами «негативно-плохая». Могут ли финансовые проверки способствовать оздоровлению этих предприятий и какие из них будут проверены в текущем году?

- В этом году будем проверять МУП «ЖКХ» и «Единый город». А спасти ситуацию проверками, конечно, нельзя. Проверку провели, руководителя уволили. И тот, что придёт ему на смену, не факт, что окажется лучше.

Вы верите, что в Заречном нет коррупции?

- Риторический вопрос: можно ли победить коррупцию? Это в принципе невозможно. Велик человеческий фактор - алчность и жадность. Не могу сказать за всех, но надеюсь, что в муниципалитете коррупции нет.

Город маленький, все друг друга знают. После проверок на Вас не обижаются?

- Обижаются, конечно. Мы в основном работаем с главными бухгалтерами. А это практически вторые руководители. Зачастую первый руководитель, который считается основным, не знает, что делает главный бухгалтер. Конечно, бывают и споры, и непонимание. Но мы пытаемся найти точки соприкосновения. Спорим, ругаемся, но потом всё приходит в норму.

А возможно вести финансовую деятельность без нарушений?

- Считаю, что нет. Законодательство у нас настолько быстро меняется, что какие-то, даже мелкие недочёты, они всегда будут в работе.

Как сложились отношения с городской Думой?

- Мне бы хотелось более тесной работы с Думой. Именно с депутатами, а не с аппаратом Думы. В первую очередь, работа нужна в направлении обсуждения и рассмотрения итогов наших проверок. Ведь КСП создана для работы Думы, а сегодня 100-процентного контакта с депутатами у меня нет.

А с Главой нашли общий язык?

- Диалог вроде и есть, а вроде его и нет. КСП как один из органов местного самоуправления вправе участвовать в заседаниях Думы и заседаниях иных органов местного самоуправления. На сегодняшний день КСП фактически не принимает участия в заседаниях, на которых происходит обсуждение финансовых вопросов, и т.д.

5 лет Вы возглавляете КСП. Как оцениваете работу?

- Если сравнить КСП Заречного с КСП других муниципальных образований, то она у нас достаточно молодая. Конечно, нам трудно, начали работу с нуля. Когда я заняла эту должность, то кроме положения об оплате труда, ничего не было. Пришлось перелопатить много документов, чтобы понять, в чём смысл органа, наработать опыт, перенять опыт других муниципалитетов. Мы активно консультировались со Счётной палатой Свердловской области и принимали участие в её заседаниях. Cчитаю, что за 5 лет мы сделали много. Опыт потихоньку набирается, и уже к нам обращаются за советом из других муниципалитетов. А мы продолжаем учиться и после курсов повышения квалификации и совещаний привозим много нового, чтобы применить эти знания в своей работе.

Работа Контрольно-счётной палаты:

Из результатов проверки «оранжевых оградок»:

«Работы по установке перильных ограждений по адресам, в отношении которых не было предписаний контролирующих органов, могли не производиться, что повлекло бы за собой экономию бюджетных средств в сумме 3 599 427,63 руб.»

Из результатов проверки МУП «Теплоцентраль» за 2013-2016 годы:

«Предприятие сдавало в аренду муниципальное имущество третьим лицам без согласия собственника имущества. Бухгалтерская отчётность за проверяемый период не может быть признана достоверной. Предприятие ежегодно не перечисляло в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.»

Из результатов проверки МУП «Теплоснабжение» за 2013-2015 годы:

«У предприятия отсутствуют документы, подтверждающие производственный характер поездок на легковых автомобилях, заправленных ГСМ на сумму 16 тысяч 269 рублей 10 копеек. Без согласия собственника имущества были заключены сделки, в совершении которых имелась заинтересованность руководителя предприятия. При заключении «заинтересованных сделок» было списано кредиторской и дебиторской задолженности в общей сумме на 47 миллионов 770 тысяч 663 рубля 57 копеек.»